Хотя на свете не бывает деток, которые рано или поздно не понимают, что свои «дела» надо делать на симпатичный горшочек, этот вопрос волнует родителей во все времена – «Когда и как приучить ребёнка ходить на горшок?».
Сколько психологов, столько и мнений, но все едины в одном – начинать надо не с покупки горшка, а с приучения к опрятности с самых первых дней жизни крохи.
Вовремя смененный мокрый подгузник – залог того, что вашему малышу не будет нравиться быть описанным или обкаканным, и у вас будет меньше проблем, когда наступит время приучать ребёныша делать свои «дела» на горшок.
- Первый маленький шажок – опрятность с первых дней
- Первый шаг – привыкаем сидеть на горшке
- Шаг второй – отказ от подгузников
- Шаг третий, тоже очень важный – знакомство с горшком
- «Памперсные» проблемки
- Оценка «готовности»
- Что нужно помнить при обучении?
- Метод семи дней
- День первый
- День второй
- День третий
- День четвёртый – закрепительный
- День пятый, шестой и седьмой
- Будить ли ночью
- Принципы методик быстрого обучения
- Методика «Три дня до горшка»
- День № 1 – это самый трудоёмкий день
- День № 2 – этот день мало отличается от первого, разве что сегодня мы пойдём гулять без подгузника!
- День № 3
- Какие ещё есть методики и рекомендации
Первый маленький шажок – опрятность с первых дней
Месяцев с четырёх кроху уже можно держать над горшком, загибая ему вверх ножки и приговаривая, как священную мантру: «Пи-пи! Ка-ка!», но делать это надо в те моменты, когда вы заметили соответствующую потребность у мальчика или девочки, например, когда ваша детка кряхтит и тужится. Такой процесс называется – высаживание. Это первый шажок к приучению не «ходить» под себя. Шажок, но ещё не целый шаг!
Наиболее вероятные моменты для этого этапа: сразу после пробуждения (если он или она проснулся сухим), спустя 15-20 мин. после еды, если играющий малыш остаётся сухим целый час-полтора.
Всё это входит в дальнейшее развитие навыка опрятности, который очень выручит нас, когда будет сделан шаг непосредственно к самостоятельному оправлению естественных надобностей.

Первый шаг – привыкаем сидеть на горшке
Первый большой шаг в приучении к «домашнему другу» наступает, когда малыш уже твёрдо и уверенно сидит, а это происходит примерно месяцам к 8-ми.
Многие родители, озабочены вопросами: «Когда сажать ребёнка на горшок? Можно ли это сделать раньше 8-ми месяцев?». Сажать можно и в 6-7 месяцев, но очень ненадолго и непременно «страхуя» кроху, поддерживая его двумя руками.
Высаживать своё чадо-чудо на «домашнего друга» надо бережно и аккуратно в любом возрасте, чтобы этот новый жизненный опыт ни в коем случае не напугал малыша, иначе может возникнуть целый ряд неприятных проблем, основа которых – страх перед горшком, и тогда перед вами встанет иной трудный вопрос: «Как научить ребёнка этого горшка не бояться?».
В помощь вам будет не Гугл, а внимательное наблюдение за дитятей, угадывание по его поведению приближающегося момента облегчения и своевременная «высадка» этого «саженца» в горшок, сопровождая процесс пением мантр: «Пи-пи! Ка-ка!»
Эти сигналы так же будут способствовать выработке у малыша нужной и полезной привычки. Через его рефлексы, которые вы у него выработаете еще до года.
Шаг второй – отказ от подгузников

Вообще, немногие знают, что детки могут контролировать свои процессы опорожнения фактически с рождения, но доступность и удобство подгузников для «ленивых» родителей, сводит эти природные данные их родных карапузиков «на нет» и только добавляет проблем в приучении к опрятности. Фактически родители своими подгузниками «затягивают петлю на собственной шее» и портят нервную систему крохи, ведь давно известно, что переучивать всегда труднее, чем учить.
Подгузники оказывают вам и вашему чаду медвежью услугу: ребёнок, благодаря системе «сухая попка», не понимает, когда он уписался. Поэтому вторым и очень важным шагом при решении вопроса: «Как научить ребёнка ходить на горшок?» – будет отказ от подгузников. Совсем.
Прислушаемся к здравому смыслу – чем дольше используются подгузники, тем крепче оборона малыша от навязываемого ему горшка. Приучить ребёнка в 2 года к «горшечным» делам гораздо труднее, чем с самого раннего измальства!
Конечно, отпускать детку бегать с голой попой лучше всего в тёплое время года, но если у вас в доме достаточно тепло даже зимой, то шерстяных носочков-пинеток будет вполне достаточно.
Шаг третий, тоже очень важный – знакомство с горшком

Поскольку, в большинстве случаев момент приучения к оправлению естественных надобностей с младенческого возраста уже упущен, придётся знакомить деток с местом правильной оправки – горшком. До малышей надо «донести» этот, такой понятный для взрослых факт.
Алгоритм того, как приучить к горшку мальчика и девочку – всегда одинаков, на приучение не влияют физиологические отличия.
Дайте ребятишкам рассмотреть «домашнего друга», потрогать, постучать и вообще совершить ряд только для него самого понятных действий, а потом покажите им, как только они попытаются пописать, для чего на самом деле предназначен сей предмет, – поднесите горшок к паховой области, если это мальчик, или аккуратно посадите на горшок девочку. Покажите детям (мальчику или девочке), что из этого вышло и обязательно похвалите!
Поверьте, похвала за совершённое правильное действие ещё никому не вредила, в отличии от ругани или крика. Процесс восприятия «горшок – оправление малой или большой нужды» может затянуться на несколько недель, поэтому запаситесь нескончаемым терпением, оно вам точно понадобится!
Но, возможно, именно вас будет ждать большая удача: поймав несколько раз кряду правильное время высадки на горшок, вашего малыша озарит открытие необходимости этого предмета при «пи-пи» и «ка-ка» и он станет сам искать встречи с ним при первых позывах «в туалет». Вот для таких случаев надо постараться, чтобы горшок всегда находился на одном и том же месте, где кроха может его легко обнаружить и воспользоваться им.
Видео о том, как делать не стоит – мама ругает дочку за то, что она описалась в колготки.
https://www.youtube.com/watch?v=BMJcpWkmCyE
«Памперсные» проблемки
Но «памперсные» детки редко приучаются к горшку в раннем возрасте, они «дорастают» до его понимания где-то к полутора годам, а то и позже. Этим детям надо понять разумом, зачем им под попу ставят этот предмет и зачем перед этим снимают с них штанишки.
Бывают случаи, когда «памперсные» ребятишки пугаются за свои «незащищённые» подгузником паховые области и впадают в настоящий ступор или начинают безутешно плакать. Особенно часто это случается с будущими защитниками – мальчиками. И тогда процесс приучения малыша к горшку уступает проблеме боязни малышом остаться без подгузников.
Подгузник придётся снять по-любому, и придётся потерпеть пару дней мокрые штаны, куда вы разрешите малышу писать, даже присаживая его на горшок, через ткань, пока он не привыкнет к отсутствию мягкой прослойки между ним и горшком. Утешайтесь мыслью, что такой метод отвыкания от подгузников даст возможность почувствовать карапузу, что такое по-настоящему мокрые штаны и проникнуться отвращением к такому положению дел.

Оценка «готовности»
Не менее важна для здравомыслящих родителей и оценка психологического развития крохи на момент приучения к горшку.
Понаблюдайте за своим чадом и честно ответьте себе на несколько вопросов:
- Ощущает ли ваш малыш дискомфорт, если у него грязные руки, личико, одежда или попа? Пытается ли он избавиться от этих неприятностей самостоятельно?
- Может ли он сам снять с себя одежду, в частности – штаны или колготы?
- Старается ли кроха донести до вас свои желания с помощью отдельных слов или целенаправленных действий? Например, если он хочет пить, то пытается сам достать чашку или ведёт вас за руку на кухню. Возможно, он делает и то, и другое, приговаривая: «Пить!» – тогда это вообще чудесно!
- Прислушивается ли к вашим словам? Старается ли вести с вами диалог?
- Понимает ли значения таких слов, как «писать» или «пися» и «попа»?
- Знает ли названия предметов одежды?
- Установился ли у малыша стабильный «режим» дефекации?
- Может ли он свободно нагибаться, садиться на корточки и вставать из этого положения без вашей помощи?
- Владеет ли он своими руками настолько хорошо, что может поднимать с пола даже мелкие предметы?
- Понимает ли, что все вещи должны иметь своё место и может ли отнести на это место поданную ему вещь?
- Старается ли подражать вам или старшим детям в семье, если таковые есть?
- Может ли оставаться сухим и чистым в течении 1,5-2 часов?
Если на подавляющее число вопросов вы сможете ответить «да», то это значит, что между мозгом ребёнка и его мышцами, и эмоциями сформировалась устойчивая связь-контроль, и вы вправе начать занятия по приучению к горшку своего мальчика или девочки.
Ваш малыш готов к тому, чтобы пользоваться горшком, как говорится, и морально, и физически, то есть сознательно, а отнюдь не рефлекторно, как делают это «беспамперсные» младенцы, не проходившие через насильственное приучение к «ночной вазе».
Но и здесь вам не обойтись без титанического терпения, тем паче, что «аварии» будут случаться время от времени с точностью до регулярно, особенно на первых этапах учения.

Что нужно помнить при обучении?
То, что очевидно для 1000 взрослых людей, совершенно не является правилом поведения для маленького человека – взрослая логика бессильна перед детской психикой.
Если вы выберете одну из предложенных ниже методик, то действуйте строго по ней, не перебрасываясь на другую и не ваяйте винегрет из «всего по чуть-чуть» в своих действиях. В любой методике важна строго согласованная последовательность ваших действий и их сочетаний!
Выберете для занятий те несколько дней, которые вы сможете полностью посвятить вашему малышу, с утра до вечера. Сколько? – Это будет зависеть от того, какая система-метод использована.
Хорошо было бы, если вас смогут сменить на этом «посту» супруг или бабушка.
Чётко уложите себе в голову простую мысль: «Воспитание – большой, трудоёмкий и зачастую долгий путь. Да не покинет меня терпение и любовь на этом тернистом пути!»
Вас совершенно не должно волновать мнение окружающих, соседей, добрых тётушек и сказочных фей. Защитить своего малыша и свою психику от всяческих сравнений и советов вполне можно толстым одеялом уверенности в своей правоте. Начинайте наконец-то действовать!
О том, как выбрать горшок есть отдельная статья-инструкция, а вам пока представляем видео..
Метод семи дней
Этот метод одобряет наибольшее количество родителей ребятишек в возрасте 1,5 – 1,8 лет. Называется он «Добровольный малыш» и разработала его детский педиатр Джина Форд для деток, уже умеющих выполнять несложные самостоятельные действия и понимать требования родителей.
И самое главное, он полностью отвечает на животрепещущий вопрос: «Как приучить к горшку всего за 7 дней?».

День первый
- Сразу после утреннего пробуждения снимаем подгузник, объясняя малышу, что он уже достаточно взрослый, а взрослые подгузников не носят, и с ходу сажаем чадо-чудо на тёплый (!) горшок. Выдерживаем 10 мин. По идее, этого времени должно хватить на все мокрые и остальные «дела».
- Если малыш не справился с задачей, то можно привлечь на помощь любимую куклу или мишку. Капните в горшок чуть воды, посадите на него игрушку, прочитайте подходящую к случаю мантру и обязательно бурно восхититесь тем, что «наделала» игрушка. Похвалите её, можете даже угостить резиновое (плюшевое) чудо кусочком лакомства и идите вместе с собственным ребёнком выливать горшок.
- Предложите малышу сначала спустить воду в унитазе (не знаю ни одного ребёнка, которому бы не нравилась эта процедура), а потом предложите ему повторить «подвиг» куклы-мишки.
- Если кроха отказывается наотрез от повторения «подвига», сделайте вид, что весьма огорчены его поведением, но только не предпринимайте никаких силовых действий!
- Повторите попытку посадить малыша на горшок через 15 мин. И ещё через 15 мин. И ещё через 15. Пока наконец-то у вашего крохи что-нибудь да не получится. Вот теперь настало его время славы, вашего восхищения и нескончаемых похвал!
- Если хитрый карапуз умудрился напрудить в штаны между двумя попытками, не отчаивайтесь, но обязательно выскажите своё огорчённое: «Ай-ай-ай! Такой большой, а штанишки мокрые, как у совсем маленького!».
И так поступайте в течении всего первого дня.
День второй
В этот день мы будем закреплять полученные в первый день навыки чистоты и опрятности: будем сажать малыша и куклу по очереди на один и тот же горшок, выдерживать по 10 мин. и хвалить их по очереди.
Предоставим малышу возможность убедиться в правильности своих действий, путём похвалы и возможности спускать воду в унитазе каждые 15 мин. Сами же будем внимательно следить за временем и за тем, чтобы малыш не заигрался и не напрудил (а то и чего помощнее не сделал!) в чистые и сухие штанишки.

День третий
Этим днём мы идём гулять! И гулять мы идём вместе с пластмассовым «домашним другом», игнорируя даже само понятие «Памперс»! Если уж мы решили подгузниками не пользоваться, то сделаем это без малейшего сожаления, а иначе малыш может запутаться: «Куда писать будем?» и все усилия двух предыдущих дней уйдут насмарку, увы.
Мы обязательно посетим «домашнего друга» перед выходом на улицу, ровно на 10 мин, да и на улице будем интересоваться у нашей детки, не хочет ли пописать-покакать в свой чудесный горшок.
«Ночную вазу» сколько-то дней придётся потаскать за собой, но, как только малыш привыкнет не прудить в штаны, а сознательно проситься «пи-пи», горшок с успехом можно будет заменить кустиками.
День четвёртый – закрепительный
К этому дню и вы, и ваша кроха уже разобрались, что к чему и почему, остаётся лишь следить, чтобы малипусь не забывал, что это за пластиковый предмет стоит у него на виду. Будем регулярно напоминать и спрашивать: «Ты не хочешь пи-пи? Сходим на горшочек?».
День пятый, шестой и седьмой
Всё, как в четвёртый. Главное, не пропускать время посещений «туалета». И обязательно хвалить, хвалить, хвалить после каждого удачного «попадания» мокрого «снаряда» точно в цель! Довольный похвалой малыш обязательно будет стараться получить похвалу ещё раз!
Будить ли ночью

Обычно к годику детки уже пачкают штанишки калом, но вот прудить туда они могут ещё продолжительное время и будут сообщать вам об этом уже, как о свершившемся факте.
Особенно часто это будет происходить ночью, во время сна. На ночь, на первое время приучения к горшку, подгузникам можно сделать послабление. Но только на ночь!
Будить ли чудную девочку или чудного мальчика для «пи-пи» ночью? Это целиком зависит от того, как ребёнок ведёт себя после пробуждения. Если спокойно садится на горшок, а потом так же спокойно засыпает, то будить можно и нужно.
Но если дитя активно протестует, плачет, у него нарушается сон, то вам придётся ограничиться тем, что просто поменять потихонечку мокрый подгузник на сухой. Приоритет в данном случае должен быть отдан спокойному ночному сну – однозначно!
Неприятности происходят с малышом примерно с 2-х ночи до 5-ти утра, так что, пока вы не выясните, можно ли будить ваше чадо-чудо для ночного хождения на горшок, придётся не поспать в эти 2-3 ночи.
Принципы методик быстрого обучения
Методики быстрого приучения малыша проситься на горшок оправданы и хороши тем, что позволяют быстро закрепить у крохи привычку находиться продолжительное время в сухом состоянии и закрепляют связь «горшок – оправление» в течении нескольких дней.
Без этих методик процесс возникновения «дружбы» с горшком может затянуться на несколько недель, а то и месяцев.
Но, если вам некуда спешить (у вас не «горит» путёвка в детсад или билеты на Ямайку), то особо торопиться не стоит: горшок сам «придёт» к вам в положенное время, честное слово!
Зато ваш кроха может построить целую башню из кубиков! А Петя может? Вот то-то и оно! Вот она – мамина радость, которая и должна стать отправной точкой в успешном освоении новой ступеньки развития – навыка проситься и самому ходить на горшок.
Не принижайте достоинства вашего малыша даже в мыслях, гордитесь его достижениями и, само собой, хвалите и поощряйте за каждый сантиметр пройденного пути к самостоятельности!
Если через неделю активных совместных действий со стороны вас и вашего дитяти, кроха регулярно и радостно предоставляет вам следы своей жизнедеятельности в горшке, то можете считать свою задачу по приучению ребёнка к горшку выполненной, даже когда время от времени у малыша случается «сбой программы».
«Сбои» имеют место быть лет до 5-6, особенно по ночам, и это абсолютно нормально, не надо ставить ему самостоятельно диагноз «энурез», а потом впадать в панику по этому поводу.

Методика «Три дня до горшка»
Бывают случаи, когда приучить ребёнка к горшку надо просто срочно! Тогда вам подойдёт эта турбо-метода.
При её применении так же важны похвала и последовательность, помноженные на ваше терпение, но определение готовности к ней самого ребёнка архи важно!
Для начала определим, готов ли ваш карапуз к «турбо действиям»:
- Может ли он не писать 1,5-2 часа?
- Выработались ли у него определённые часы для облегчения кишечника?
- Не пытается ли он снять с себя подгузник, после того, как «сходил» туда?
Если ответ «да», то можно начинать «подготовительную работу». Для этого приобретём горшок нужной нам формы и размера, согласно половой принадлежности чада. До этого времени «домашний друг» не должен фигурировать в качестве игрушки среди кубиков, лошадок и надувных зайцев!
С первых дней появления в доме «ночной вазы» приучите малыша к мысли, что горшок – не игрушка, а важный предмет для поддержания чистоты и опрятности крохи.
Всё это, а также мысли о том, как хорошо уметь делать «ка-ка» и «пи-пи» на этот славный горшочек (ну, прямо, как совсем взрослый!) мы будем внушать ребёнку в течении одной-двух недель. Конечно, мы покажем манюне «как это делается», но не на собственном примере (в силу морали и этики), а привлечём к действию всё тех же кукол и мишек.
Если в нашем «распоряжении» окажется старший ребёнок или соседский малыш, который уже умеет справляться с этой сложностью, то возблагодарим удачу и привлечём их к нашему трудному делу.
Теперь, когда разъяснительно-подготовительная работа с осознанием грядущих перемен проведена, можно приступать к следующей части программы, к непосредственно высаживанию на горшок. И эта часть займёт у нас, как мы помним, три дня.
День № 1 – это самый трудоёмкий день

Как и в первой методе, оголяем попу карапуза с часа его пробуждения и наконец-то разрешаем ему одеть красивые трусики и настоятельно советуем ему пописать на горшочек.
Поскольку наша задача не допустить «протечки» в красивые трусики, откладываем в этот день все самые важные дела и ходим за манюней целый день с горшком «наперевес», настойчиво, но без применения силы, предлагая ему сделать свои «дела» в эту пластмассовую чашу.
Поскольку кроха уже знает, благодаря подготовительному внушению, для чего служит горшок, нам остаётся лишь закрепить в его сознании действие (писание) и предмет (горшок).
Для этого мы будем ловить каждую каплю, готовую сорваться из детского тельца в подставленную под струйку «ночную вазу». И будем бурно выражать своё восхищение, когда нам это будет удаваться.
Восхищаться мы будем, само собой, поведением малыша, а не своей ловкостью, хотя именно нам важно в этот день стабилизировать каждую попытку нашего чада-чуда облегчиться при усаживании на горшок. Почувствовал приближение «ка-ка» или «пи-пи»? А вот он, наш чудо-горшочек! Он и в правду чудо: трусики-то остались сухими! Какой наш малыш умница! И пописать сходил, и трусики не замочил! Ну, совсем уже вырос нас малыш, как папа прямо!
Думается, что поймать все струйки у вас не получится, но вы разумно не станете заострять внимание на собственных промахах, а уж тем более винить в них собственное дитя. Негатив имеет дурную привычку разрастаться вплоть до полного отказа крохи от этого неприятного предмета – горшка.
Не забудем посидеть на нём после еды и после дневного сна, посетим «домашнего друга» на ночь и ляжем спать, поставив горшок в зоне видимости маленького самостоятельного человека.
По поводу ночного подгузника решать вам.
День № 2 – этот день мало отличается от первого, разве что сегодня мы пойдём гулять без подгузника!
- Как только наш роднуля сходил на горшок, мы одеваемся и выходим на улицу, прихватив с собой чистые штанишки и красивые трусики.
- Гулять мы будем совсем недалеко от дома, чтобы при первых позывах к «пи-пи», мы могли опрометью метнуться в дом и усесться на горшок. Не успели? Не беда! Всё равно дойдём до дома и посидим на «домашнем друге».
- Если до дома далековато, молча и споро переоденемся в запасную одежду, вроде, как и не было ничего!
- Если шансов быстро «долететь» до дома нет, то придётся «выгуливать» и горшок, хорошо, если в запасе есть походная складная моделька!
- По возвращении домой сходим на горшок и продолжим день в привычном ритме: ловим струйки и хвалим, и поощряем, и восхищаемся.
Заканчиваем день №2 так же, как и день № 1.
День № 3
В идеале – повторяет первый и второй дни, лишь добавим в него ещё одну дополнительную прогулку с тем, чтобы наша детка попробовала сдержать свои порывы «сходить в туалет» прямо здесь и прямо сейчас, и потерпела до горшка, который в этот день с нами «гулять не пойдёт», а останется «дожидаться» нас дома.
Как правило, после столь глубокого погружения в «горшоко-терапию», детки начинают воспринимать горшок, на который надо оправлять все свои нужды, как нечто само собой разумеющееся: захотел пописать – бегом на него!
Некоторые детки «просятся», а некоторые всё делают самостоятельно, поэтому, во избежание неприятных «мокрых ситуаций», одежда малыша должна быть максимально комфортной для разоблачения: никаких сложных шнуровок и тугих резинок, не поддающихся пальчикам полуторагодовалого крохи, оставим в покое перекрещенные или завязанные лямки и трудно поддающиеся расстегиванию пуговицы. Девиз: «Чем проще – тем лучше!»
Но не оставляем своим вниманием кроху и на четвёртый, и на пятый день! Всё, чему он научился, надо ещё повторять и повторять, шлифовать полученные навыки, оттачивать приобретённые умения.
Напоминаем манюне, что его «домашний друг» его уже заждался, если кроха заигрался и не подходит к горшку более часа, устраиваем внезапные внеплановые «посиделки» перед тем, как выйти в магазин или просто посидеть на окошке.
- Перед сном – обязательно!
- После сна – обязательно!
- А уж после еды – всенепременно обязательно!
Если роднулик забылся и уселся на горшок прямо в своих красивых трусиках, мы ни за что не будем пенять ему за это, а скорее наоборот, он же честно сел на горшок, сделать свои «дела»! А мы разве не этого добивались от малыша, когда хотели, чтобы он усвоил «туалетный» навык?
Какие ещё есть методики и рекомендации
- Необычайной популярностью среди молодых родителей пользуется курс Натана Эзрина и Ричарда Фокса «Приучаем к горшку за 1 день». Авторы этой книги + видеокурса утверждают, что разработали невероятную систему, следуя которой можно приучить карапуза к «ночной вазе» буквально за 1 день. Да что там – день! Через 4 часа ваш кроха будет не просто ходить, он будет бегать в туалет безо всяких напоминаний и капризов! Может быть… Может быть…
- Говоря по-совести, большего доверия вызывает метод Марии Аталиковой «Простое пошаговое обучение за 27 дней». Это, конечно не за один день, и даже не за три, но зато это очень понятный, адаптированный к нашим детям, практический курс, дающие огромный процент положительных результатов, благодаря поэтапно-последовательным практическим занятиям с малышом. Чем ещё хорош курс, кроме понятного содержания? – Избавляет от порочной зависимости от подгузников с возраста 3-х месяцев.
Конечно, каждый родитель решает сам, когда нужно приучать ребёнка к горшку. Для кого-то приемлемо обучение с младых пяточек, а кто-то готов подождать и до 1,5-2-х лет. Но следует помнить, что все предложенные методики лучше «работают» с детьми до 2-х лет. Крайний срок – 2 года и 3 месяца. Крайний!
Если вы не смогли справиться с этой проблемой в должное время, то, в более старшем возрасте, вам может понадобиться помощь иного специалиста.
В любом случае, научить малыша оставаться сухим, а не писать на тапки – обязанность именно родителей, а не «Памперсов»!