Вы, наверное, замечали, что ни один уважающий себя психолог или педиатр, отвечая на ваш вопрос: «Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?» – не скажет: «Вот то-то и то-то!» А построит фразу таким образом, что этот месяц окажется посередине, между 3-м и 5-м. Например: «До 4-х месяцев ваш малыш учится тому-то и тому-то, а с возраста 4-х месяцев он постигает то-то и то-то!»
И дело тут не в профессиональной этике, дело в самом малыше: каждый младенец развивается индивидуально, а этот месяц является «мостиком» между ранним младенчеством и тем временем, когда ваш малыш перестаёт быть просто новорожденным младенчиком, а становится карапузиком – живым и щекастым человечком маленького роста. И этот человечек, «вооружённый» накопленными за эти 15 – 17 недель жизни умениями смотреть, слушать, осязать, вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с окружающим его миром.
Четыре месяца – переходный возраст приспособления, когда кроха уже «стремится» покинуть колыбель, но ещё не способен обследовать новый для него мир без вашей помощи. Он развивается, а степень его развития зависит не только от наследственности, но и от факторов окружающей среды и от индивидуального темпа роста.
Недоношенные детки, которым пришлось несладко при рождении, к четырём месяцам, как правило, уже мало отличаются от своих сверстников, и их труднее выделить взглядом. К тому же особенности величины массы тела и его длины уже перестают отражаться на общем развитии крохи, как это было при рождении.
Возрастные изменения

- Мышечная гипертония. Где-то в 3,5-4 месяца у деток постепенно уменьшается мышечная гипертония – повышенное напряжение мышц-сгибателей рук и ног. К 4,5-5 месяцам она исчезнет полностью, установив равновесие между сгибательными и разгибательными мышцами, что позволит ребёнку совершать новые для него произвольные движения.
- Вертикальное положение. Поскольку к 4-м месяцам практически все малышата уверенно держат головку, когда находятся на руках у взрослых, то они часто рефлекторно занимаются зарядкой самостоятельно в вертикальном положении: сгибают туловище в разные стороны, «взбрыкивают» ногами, резко разгибая их полностью, беспорядочно и радостно машут ручками. Думаю, что совет держать взрослеющего кроху почаще на руках не покажется странным, особенно если родители умеют брать его правильно: не прижимая к себе рукой вдоль спинки, а подсунув ему ладони под подмышки. Так у него увеличивается «зона обзора», да и привычные предметы выглядят совершенно по-иному, чем в положении лёжа.
- Интерес к окружающему. Малыш и сам стремится изменить угол обзора: выложенный на животик, старается как можно выше поднять головку, глубоко прогибая пока ещё хрящевой позвоночник, повертеть ею в разные стороны.
- Новые движения. Учится опираться на ручки, лёжа на пузе, крепко расставляя их на уровне плеча. У самых «продвинутых» получается даже не только «приподняться – зафиксироваться», но и «приподняться – зафиксироваться – выкинуть вперёд одну ручку на несколько секунд». С 4-х до 5-ти месяцев обучается переходить на положение с животика на бочок и обратно. Пытается освоить переворот со спинки на животик и легко сделает это, если вы окажете ему помощь, аккуратно потянув за ручку. Но и лёжа на спине, продолжает совершенствовать свой навык по держанию головы: приподнимает её и старается удержать на весу. И это у него получается!
- У ребёнка появляется потребность в движении. Лёжа на спинке и кряхтя, пытается занять положение сидя. Но не стоит торопиться помочь крохе в этом нелёгком деле, особенно, если кроха – девочка. Потребность в движении присутствует и у недоношенных деток, но потребность ещё не значит умение! Придётся подождать 2-3 недели, они обязательно всему научатся!
Глаза и взгляд

Первые 10 дней после рождения младенцы вообще видят всё вверх ногами, а к 4-м месяцам уже различают цвета по интенсивности (тёмно-жёлтая уточка на ярком светлом, опять-таки, жёлтом фоне), любят контрастное сочетания цветов (оранжевая погремушка-цветочек на зелёной ручке-стебельке) и пр.
К тому же если до 4-х месяцев грудничок мог разглядывать лишь те игрушки, которые висели у него «перед носом» на расстоянии 20 – 30 см (до 3-4 месяцев этого вполне достаточно), то теперь он становится «зорким соколом», и ему очень нравится «окидывать взором» гораздо большие пространства, попутно развивая своё зрение-умение дальше.
Мышцы глаза становятся также совершеннее, чем у новорожденного, и карапуз может плавно переносить свой взгляд с одного предмета на другой, провожать и встречать глазами, а главное – теперь он может распознавать любимых и родных не только по голосу и запаху, но и по лицам.
Смешных случаев с «косоглазием» становится гораздо, гораздо меньше, а к 5-ти месяцам это младенческое ложное косоглазие и вовсе сойдёт на нет.
Взаимодействие и эмоции
Получив возможность разглядывать лица, малыш ещё издалека радостно приветствует мать или отца, повернув к ним голову, улыбается, активно и вразнобой размахивает-сучит ручками и ножками, всем своим поведением излучая переполняющее его счастье от встречи.
Если вы пройдёте мимо, то на лице малыша отразится самая настоящая растерянность, которая быстро сменится расстройством и вполне может завершиться горьким плачем. Эмоции крохи тоже совершенствуются! Но стоит вам лишь заговорить с роднулей ласковым голосом, как плач утихнет, и малыш вновь начнёт «оказывать» вам знаки внимания, внимательно следя за вашей реакцией. Так же радостно он будет встречать вас, даже если вы покинули его всего минуту назад.
В период с 3-го по 5-й месяц нарастает и окончательно закрепляется привязанность малыша к тому, кто ухаживает за ним и общается. В правильном варианте, это, конечно, мама.
Отношение к людям
Попробуйте ласково заговорить с любым 3-месячным незнакомым малюткой. Он обрадуется, оживится и заулыбается.
- В начале 4-го месяца малыш уже сначала прислушается к вам, замрёт, а потом, скорее всего, ответит теми же эмоциями, что и 3-месячный младенец – улыбнётся.
- Но к концу 4-го – в начале 5-го месяца вы можете получить совершенно иную реакцию: вместо радостной улыбки – отчаянный плач как призыв о помощи.
В четыре месяца ребёнок действительно начинает не просто сообщать плачем о своих нуждах, он «призывает» того, от кого привык получать защиту и успокоение.
В содружестве с рукой

Ваше чадо-чудо ещё в 3-месячном возрасте, беспорядочно водя ручкой вокруг себя, случайно коснувшись игрушки, крепко схватывает её пальцами почти инстинктивным движением. И замирает. В 4 месяца младенец уже не замирает, а начинает второй ручкой ощупывать то, что сумела захватить первая, и пытается отправить «добычу» в рот, ощутить вкус победы, так сказать. Это – начало «разумного действия» руки.
Раз начало положено, нужно дать «пищу» для дальнейшего развития – материал для действия в виде всё тех же игрушек. И мы обязательно повесим яркие игрушки разных размеров и на разном расстоянии от чада.
Сначала карапуз будет случайно наталкиваться на «материал», но, вдохновлённый удачей, начнет стремиться к повторению раз за разом, пока не научится захватывать мелкие игрушки одной рукой и перекладывать их из руки в руку, потом пробовать на вкус и вновь отодвигать от лица для подробного изучения «на глаз». А это уже отточка координации движений!
Хаотичными остаются лишь движения сбоку, если карапуз выронил вожделенный предмет, и тот пропал из зоны видимости. Тогда малютка будет настойчиво шарить руками по бокам, пытаясь его нащупать, и крутить головой, стараясь найти предмет глазами. Когда он увидит, где лежит «потеря», то немедленно завладеет ею не дрогнувшей рукой.
Взаимодействие глаз – предмет – рука успешно освоено! Новый полезный навык приобретён!
Возраст от 3,5 до 4,5 месяца – ответственное время стремлений хватать, удерживать и определять расстояние. Все эти навыки очень пригодятся чудному человечку, когда он начнёт пробовать стоять и ходить. А как иначе он научится браться руками за сетку манежа или перекладину кроватки и крепко держаться за неё?! Правда, кроха будет одинаково хватать все предметы, независимо от их формы, пытаться прижать их пальчиками к ладошке. Зато он уже вполне может сам справиться с бутылочкой, нужно лишь научить его этой манипуляции!
Недоношенные детки обязательно научатся делать то же самое, но позже на 2-3 недели. И пусть это вас не расстраивает!
Слух и первые осознанные звуки
Если до 3-3,5 месяцев малыш, вслушиваясь в ваш голос, воспринимал лишь его тембр (по которому, кстати, прекрасно ориентировался, кто конкретно из родных над ним «воркует»), то в возрасте 3-4 месяцев он уже слышит отдельные звуки, из которых состоят ваши слова, охотно и с радостью откликается на собственное имя, поворачивая голову и активно суча ручками и ножками: «Это – я! Я – здесь!»
И в один прекрасный день вы обнаруживаете, что ваш кроха выделяет из общих голосов, окружающих малыша, именно ваш голос, и именно с вами он начинает «гулить» – издавать отдельные звуки, пытаясь подражать именно вашему голосу. Буквально через 3-4 дня кроха начнёт «гулить» и со всеми остальными членами семьи, но первое «агу» будет принадлежать вам!

Отличие «бормотания» от «гуления»
Уже в 2-3 месяца младенец начинает «бормотать», но эти звуки он издаёт сам для себя, когда сыт и всем доволен. Обычно это отрывистые, чуть гортанные а-а-гыхг, кха-а-а-гр и пр., но у маленького дитяти эти звуки непроизвольны.
С 4-х месяцев это уже протяжные, певучие а-а-а, о-а-о, а-га, ги-ги-а, а-бы-абу. Вот это уже осознанные звуки, которые манюня издаёт сознательно, повторяя вновь и вновь и получая явное удовольствие от их повторения. Поздравьте себя: ваш крохотуля вступил в стадию развития речи – «гуления». Теперь вы воочию убедились, что ваши песни малышу и «воркование» над ним не пропали даром, а дали чудесные плоды!
Поддержите малыша в его новом умении, поиграйте с ним в «перекличку»: услышав от ребёнка какой-либо часто повторяющийся звук, повторите его сами, а потом «предложите» человечку повторить за вами ваш звук. Как правило, детки охотно подключаются к этой игре. Вот вам и новый уровень общения, развитие речевого слуха и получения обоюдного удовольствия!
Вот тут недоношенные ребятишки могут даже дать фору деткам, родившимся в положенный срок! С этими малышатками больше возятся, проводят с ними больше времени, больше «воркуют» и «тетёшкают», а значит, у них есть все шансы начать «гулить» раньше.
Сон и бодрствование
От того, сколько и как спит ваш малыш, будет зависеть и его возможность освоения новых навыков во время бодрствования. В 4 месяца сон малыша переходит в волнообразную стадию, то есть, перетекания от глубокого сна к поверхностному становятся малоразличимы: за 12 – 14 часов сна малыш может отключаться, а потом начать плакать или «гулить», не просыпаясь. К этому времени из режима убирают одно кормление – ночное.
Немного по-другому обстоит дело со сном-бодрствованием недоношенного крохи. У него чередование стадий снов «устаканится» месяцам к 6-ти, и у таких деток будет сохраняться ночное кормление до полугода.