Интеллектуальное        15 октября 2016        551         0

Учим ребёнка правильно держать карандаш и ручку

С того часа, как в руки ребёнку попали карандаш и бумага, он начал «рисовать» и «писать», оставляя на бумаге карандашный след. Конечно, больше похожий на загогулины-каракули, чем на осмысленный рисунок.

Девочка учится писать ручкой

Самые первые рисунки представляют собой прерывающиеся, с одинаково слабым нажимом штрихи и линии, которые малыш подолгу рассматривает, сосредоточенно добавляя очередную загогулину. И снова рассматривает, что получилось.

Пришло время «приручать» карандаши, ручки, фломастеры и кисточки, чтобы процесс и дальше доставлял ему удовольствие, а маленькая рука художника не уставала. Изучить, так сказать, технику рисунка: как правильно наносить штрихи и линии, как пользоваться новыми инструментами, как научить ребёнка правильно держать карандаш, чтобы впоследствии, перед школой, не пришлось переучивать малыша.

Как научить так, чтобы потом не пришлось переучивать?

Переучивание всегда отнимает больше времени и нервов не только у вас, но и у вашего дитяти. И учиться начнём с правильной посадки за столом!

  • Посадите малыша ровно, выпрямите ему спинку, подвиньте стульчик так, чтобы между столешницей и грудкой ребёнка проходили ваши два пальца.
  • Теперь положите на стол ручки крохи, чтобы оба локотка лежали на столешнице, а ножки под столом были параллельны ножкам стула или стояли на невысокой подставочке. Бумага или альбом должны лежать чуть наискосок, «указывая» одним из ближних углов на середину грудки малыша.

Правильное положение принято, приступаем к задаче «приручения» карандаша.

С ребенком занимаются письмом

Родители учат ребенка тому, как правильно держать карандаш и писать буквы

Поможем карандашу спрятаться

Расскажем малышу, что карандаш хочет спрятаться между пальчиками. Спрячем его, положив на средний палец, сверху прикроем подушечкой большого, а сбоку —  указательным пальчиком.

Указательный и большой пальцы должны быть на одном уровне – щепотью, сама же кисть руки должна покоиться на согнутом внутрь мизинце и безымянном пальце.  Уложите карандаш правильно в ручку малыша и, прикрыв её сверху своей рукою, нарисуйте вместе несколько линий или кружочков. Пусть ребёнок почувствует, что при таком положении карандаша рисовать гораздо удобнее.

Съезжаем вниз по карандашику

  • Сложите вместе три пальчика малыша: указательный, средний и большой.
  • Вставьте между ними карандаш или ручку и обоприте острым концом о поверхность стола или бумаги.
  • Опускайте щепоть вниз по карандашу вертикально, пока до кончика отточенного грифеля не останется 3-4 см.
  • Загните внутрь ладони малыша его мизинец и безымянный пальчик и плавно положите на них кисть ребёнка. Карандаш сам примет нужное положение.
  • Опять накрываем своей рукою руку малыша и делаем несколько штрихов-линий на листке.

Платочек-помощник

Придерживание платочка мизинцем и безымянным пальцем

Платочек должны придерживать именно мизинец и безымянный палец, чтобы положение карандаша или ручки в руке было правильным

Можно взять маленький носовой платочек, свернув его несколько раз, пока он не станет величиной со спичечную коробку. Попросите малыша крепко прижать свёрнутый платочек мизинчиком и безымянным пальцем к ладошке, а оставшимися указательным, большим и средним — ухватить карандаш. Вы удивитесь, насколько правильно ваш ребёнок будет держать свой карандаш, пока платочек прижат к ладони. С помощью платочка-помощника так же легко научить ребёнка правильно держать ручку. Не забудем помочь крохе нарисовать несколько кружочков, палочек, накрыв его ручку своей.

Если у малыша никак не получается сохранить такое положение карандаша или ручки, потренируйте пальчики с помощью обычных восковых мелков. Для этого разломайте мелки на кусочки по 3-4 см длиной. Такой короткий инструмент для рисования никак не получится зажать в кулачке, придётся волей-неволей брать кусочки мелков в щепоть, а чтобы можно было давить на мелок, придётся сложить пальчики правильно, чего мы и добиваемся.

Все эти методы действенны для ребятишек 1,5-2-х лет, для детишек постарше можно добавить ещё пару способов.

Для деток старше 3-х лет

  1. «Дартс». Если у вашего 5-летнего ребёнка есть игра со стрелками «Дартс», то он знает, как правильно держать стрелку для поражения мишени. Пусть точно так же возьмёт в руку карандаш, это и будет правильным его положением во время письма. Вариант удобен и прост. Но есть еще один способ, как научить ребёнка правильно держать ручку.
  2. Точка. На среднем пальчике «испытуемого» поставьте точку лаком для ногтей или ярким фломастером там, где ручка или карандаш касаются пальца. На сам карандаш нанесите круговую линию выше грифеля или кончика стержня на положенные 3-4 см. Объясните ребёнку, что инструмент для письма должен всегда соприкасаться этой линией с точкой на пальце. Прижмите карандаш (ручку) указательным и большим пальцами, попросите ребёнка нарисовать что-либо. Пусть рисует и смотрит за совмещением «точка-линия».

Дополнительные помощники

Когда идёт речь о подготовке ребёнка к школе, то правильное положение ручки при письме могут обеспечить насадки и ручки-подсказки.

Специальные насадки для правильного расположения пальцев

С такой насадкой, выполненной в виде забавных зверушек, расположить пальцы неправильно на ручке попросту невозможно – в них сделаны специальные отверстия для пальчиков. Использовать такой тренажёр достаточно просто, нужно взять силиконового зверька (рыбка, дельфинчик и пр.) указательным и среднем пальчиками за ушки, а большой палец поместить в отверстие на пузе зверушки.

К тому же насадки выпускаются как для правшей, так и для левшей, остаётся лишь проследить, чтобы ребёнок не заворачивал к себе саму кисть руки при старательном выведении букв и цифр: рука будет очень быстро уставать, а впереди ещё так много занятий и так много «писанины»!

Такой тренажёр не предназначен для переучивания, если ребёнок уже освоился держать ручку неверно. Коррекции не получится. Можно лишь посоветовать приобрести его раньше, чем малыш начал писать.

Ручки-подсказки

По подобному принципу выпускаются не только съёмные тренажёры, но и ручки с «подсказкой» для пальчиков. Они так и называются – «обучающие ручки». Эти оригинальные трёхгранные «самописки» не только красочно сделаны, но и имеют облегчённый вес.

Вывод

Обобщим сказанное в краткие правила

  • Карандаш или ручка должны лежать между верхним и средним суставами среднего пальца.
  • Фиксация письменной принадлежности проводится указательным пальцем сбоку без нажима и большим пальцем сверху – самой подушечкой пальца.
  • Мизинец и безымянный палец должны быть подогнуты внутрь ладони.
  • Ладонь с загнутыми пальцами должна ребром опираться на поверхность стола.
  • Нижний, пишущий, конец ручки или карандаша должен «выглядывать» из пальцев на 3-4 см.
  • Верхняя часть карандаша или ручки должна быть чуть наклонена в сторону плеча ребёнка.
  • Сами карандаши и ручки не должны быть сувенирными или супер-дизайнерскими: обычной формы и обычного размера – школьный вариант.
  • При занятиях строго следим за кистью руки и правильным положением спины, локтей и ног ребёнка.
  • Занятия по подготовке к письму не должны занимать более 20 мин. в день.

Надо сказать, что умение правильно держать карандаш или ручку не сделает почерк вашего ребёнка автоматически идеальным. Для письма важно, чтобы ваше чадо-чудо освоило определённый нажим, и движения должны быть равномерно-ритмичные, и в то же время плавные. Так что придётся учить не только правильно держать в руке инструмент для рисования и письма, но и правильно действовать этой рукой, когда в ней находятся карандаш или ручка.

Читайте также
Мы в социальных сетях
Какого возраста Ваш ребенок?