Дефекты речи могут принести ребенку неприятности при общении со сверстниками. Особенно актуальна эта проблема в 5 – 7-летнем возрасте. И для школьника в начальных классах важно четко произносить звуки.
Буква [Л] твердая и мягкая иногда трудно дается детям, но при правильном подходе это поправимо.
Причины дефектов речи
Как правило, к 4-5 годам речь детей становится четкой и им удается произносить большинство звуков. Но бывает, что дефекты речи остаются, и этому есть множество причин. Например, в семье кто-то разговаривает нечетко или говорят на двух языках, и ребенок путает звуки. Наиболее весомыми причинами речевых дефектов считаются:
- проблемы со слухом;
- проблемы с правильным дыханием;
- нарушение развития речевого слуха.
Стоит обратить внимание и на артикулярный аппарат (особенности строения языка, губ, расположение зубов). Самая распространенная причина неправильного произношения буквы л – короткая уздечка, когда язычок не достает до верхних зубов.
Все перечисленные анатомические особенности определяются только квалифицированными логопедом и педиатром, сами не делайте никаких преждевременных выводов. И еще: сегодня при проблеме короткой уздечки ее не надрезают, специалисты советуют просто выполнять специальные упражнения для растяжки уздечки.

Варианты неправильного произношения звука «л»
Сложный термин «ламбдацизм» объединяет в себе возможные варианты неправильного произношения буквы л, когда:
- малыш пропускает звуки [Л], [Л’] ( «имон» (лимон), «апата» (лапата));
- вместо звука [Л] произносит [у], [в], и т. д.: («уапа» (лапа), «зауатой» (золотой), «вук» (лук));
- когда слышатся носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (такое наблюдается при ринолалии, когда расщепляются твёрдое и мягкое нёба, при пороках «заячья губа», «волчья пасть»).
- в словах заменяет твердый звук на мягкий [Л’]: («люк» (лук), «дятель» (дятел)).
Если нет серьезных отклонений, то опытный логопед подскажет, как работать с ребенком именно в вашем случае.
Атмосфера занятий

Научить говорить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях – задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.
Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.
Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.
Ваша основная задача – поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.
Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.
За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.
Артикуляционные упражнения
- «Вкусное варенье!»: широким язычком водим по губкам, как будто облизываем что-то вкусненькое, при этом нижняя губа не помогает языку. Так делаем одну минуту.
- «Широкая улыбка». Улыбаемся во весь рот 10 секунд, при этом губы сомкнуты. Рекомендуемый повтор 7-8 раз.
- «Ветерок». При этом упражнении рот слегка приоткрыт, язычок прикусываем губами и дуем изо всех сил (2-3 минуты за занятие).
- Посоревнуйтесь, у кого язычок длиннее, при этом постарайтесь достать им до носа и подбородка.
- «Трубочка». Смешное упражнение для тренировки языка, когда вы сворачиваете его в трубочку.
- «Лошадка». Поцокайте вместе с малышом, как лошадка, при этом постепенно ускоряя темп. Проследите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
- «Гамак»: Здесь кончик языка упирается в передние верхние резцы, чтобы по форме он был похож на провисший гамак. Чем дольше язычок удерживается в таком положении, тем лучше.
- «Грибок» – самое эффективное упражнение для растягивания уздечки. Язык малыша должен зафиксироваться («прилипнуть») на верхнем небе на 20 – 30 секунд.
- «Качели»: при широкой улыбке попеременно упирайтесь кончиком языка то в верхние, то в нижние резцы.
- Звук «ы»: попросите ребятенка произносить этот звук долго и протяжно, так чтобы кончик язычка был глубоко спрятан во рту, а спинка касалась неба.
Чтобы научить этому трудному звуку, а также закрепить его, понадобится 3 – 4 недели, не спешите и не останавливайтесь на достигнутом результате.
Выговаривать звуки очень помогают дыхательные упражнения, веселая игра с мыльными пузырями. Также полезно дуть с карапузом на одуванчики, свечки, перышки.
Развитию речи способствуют творческие занятия рисованием, мозаикой, лепкой, шитьем, т. е. всем тем, что связано с мелкой моторикой.
Не расстраивайтесь, если твёрдый звук [Л] сначала у чада говорить не получается. Мягкий [Л´] допустим, он появляется у детей из-за излишнего напряжения в губных мышцах, которое быстро проходит.
Когда нужен логопед?
Вообще родителям в домашних условиях поставить звук «л» своим детям реально, но иногда только квалифицированный логопед может помочь. Например, в семье говорят с акцентом, или у родителей есть проблемы с дикцией. В таких случаях трудно качественно демонстрировать малышу произношение звуков.
Если вы достаточно долго занимаетесь с карапузом, но безрезультатно, тоже стоит обратиться за помощью к логопеду. Возможно, ваш ребенок лучше воспринимает информацию от чужого человека.
Резюме
Будьте терпеливы и мудры по отношению к своим детям, и тогда обязательно добьетесь результата.
Еще не забывайте учить с ними и время от времени повторять всевозможные потешки, скороговорки, смешные стишки для тренировки звуков. Все они эффективны в логопедии, а главное – дети их очень любят и даже с удовольствием придумывают сами.