Практически все современные родители стремятся обучить своих детей читать ещё до того, как те пойдут в школу. В этом нет ничего плохого, любое полезное знание развивает мозг, делает маленького человечка умнее, а значит, он будет быстрее осваивать окружающий мир. Существует много методик, поясняющих, как правильно научить ребенка читать, да и многие престижные школы уже заранее предполагают набирать в первые классы детей, не только умеющих бегло читать, но уже и обладающих навыками письма и даже счёта.
Когда рекомендуется приступать к обучению
Вряд ли нужно особо объяснять, почему научить ребенка читать по слогам достаточно сложно. Ведь тут мало просто выучить буквы, надо ещё и понять, как правильно складывать их в слоги и как образовывать сложные фразы и предложения. В результате обучения дети должны не просто проговаривать прочитанное, им нужно научиться ещё и осознанно понимать предложенный текст. Чтобы добиться этого, надо начинать обучение в тот период, когда нервная система малыша и его мозг разовьются до определённой степени. Если начать обучение слишком рано, можно навредить подрастающему организму. В результате вы столкнётесь с разными проявлениями невроза у ребёнка – бессонницей, головными болями, быстро наступающей усталостью и т. д.
Существует несколько факторов, по которым родители могут судить, можно ли уже приступать к обучению чтению.
- Ребёнок хорошо говорит, используя сложные предложения. Он уже способен сочинять или пересказывать короткие рассказы и истории.
- У малыша завершилось развитие фонематического слуха. Он уже способен сам делать ударение на начальных и конечных слогах слов.
- У малыша не нарушена речь, нет проблем с дикцией, речь льётся в нормальных, привычных для людей ритме и темпе.
- Ребёночек хорошо ориентируется в пространстве.
Детские психологи и педиатры советуют родителям учить читать своих деток не ранее, чем им исполнится пять лет. К этому возрасту малыши уже могут без проблем усваивать сложные знаковые системы. Правда, есть ещё и дети-вундеркинды, способные научиться читать самостоятельно куда раньше. Но это всё же, скорее, редкое исключение, чем правило.
Методика кубиков Зайцева

Этой методике уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Суть её состоит в следующем: дети учат не буквы и звуки, а сразу готовые склады. Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла. Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.
Само занятие протекает в форме игры – кроха усваивает гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, шипящие. Наряду с кубиками в систему Зайцева включают:
- особые таблицы. Родителям нужно повесить их на стенах так, чтобы они находились на уровне глаз малыша. Благодаря таблицам запоминание материала активизируется;
- аудиокассеты.
Игры-уроки длятся от 15 минут до получаса, а проводить их в домашних условиях можно столько раз в неделю, сколько захочется самому малышу. Нужные слоги требуется не проговаривать, а петь, отчего уроки иногда называют «попевками». Таким способом в игровой манере дети легко усваивают порядка 246 складов родного языка.
Применять методику Зайцева можно без ограничений практически ко всем деткам в возрасте от четырёх до пяти лет. Она вполне подходит даже:
- детям-левшам, позволяя им быстро и без проблем научиться воспринимать сначала склады, а потом всё слово целиком;
- детям, страдающим нарушениями психики и эмоционально неустойчивым.
И всё же методика не является идеальной с точки зрения педагогики. Есть в ней как свои плюсы, так и минусы.
Положительными считаются следующие моменты.
- Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают сочетанию букв, что позволяет им миновать этап чтения по складам.
- Поскольку ребёнок постоянно видит на гранях кубика правильно написанные сочетания букв, он впоследствии сможет научиться грамотно их писать.
- Обучать детей по этой методике можно в очень раннем возрасте.
- Сами по себе кубики тоже оказывают позитивное воздействие на формирование мелкой моторики малыша и его органов чувств.
Следует также упомянуть и негативные явления, присущие этой методике:
- её нельзя назвать последовательной;
- кубики и таблицы – дорогие пособия, их нужно ещё приобрести, чтобы подготовиться к занятиям;
- когда ребёнок пойдёт в школу, то в первом классе его начнут обучать фонетическому разбору слова. К сожалению, расцветка звуков в табличке там несколько иная, и у него могут возникнуть трудности;
- постигая сразу склады, дети хуже разбираются в составляющих слов;
- дети, обучавшиеся по методу Зайцева, могут проглатывать окончания прочитанных слов.
Основы метода Глeна Домaна
В этом случае ребёнка учат читать не по складам, а сразу целыми словами. Имеется набор готовых карточек, в которых изображено всё слово целиком или даже готовое предложение. Дети визуально запоминают изображения готовых буквенных сочетаний по этим карточкам.
Уроки длятся от 10 до 15 минут. Каждую карточку нужно секунд на 15 показывать ребёнку и при этом несколько раз чётко проговаривать её содержание.
Как и в методике Зайцева, метод Домана тоже имеет достоинства и недостатки. Из достоинств следует упомянуть такие:
- вы можете показывать карточки малышу чуть ли не с первого дня рождения;
- карточки родители могут сделать самостоятельно, и сами же смогут проводить занятия в домашних условиях;
- кроме обучения чтению, у детей формируется ещё и фотографическая память;
- улучшается внимание ребёнка, он становится способен подолгу сосредотачиваться на каком-то определённом объекте.
Но есть, как мы сказали, и минусы. Среди самых важных педагоги отмечают:
- детям с 3-летнего возраста заниматься по этой методике становится уже не интересно, поскольку процесс обучения требует от ученика пассивного поведения;
- методика не позволяет придумывать чего-либо нового, приходится ежедневно просто показывать и давать запоминать новые карточки;
- дети не учатся чтению на самом деле, а просто запоминают информацию и затем анализируют её.

Система обучения по Павлу Тюленеву
Автор даже написал специальную книгу – «Читать раньше, чем ходить», в которой подробно описал свой новаторский метод. Тем папам и мамам, кто и вправду интересуются, как научить ребенка читать в 4 года, эта книга будет особо интересна. Её автор утверждает и доказывает на многочисленных примерах, что научить малыша чтению можно уже к двум годикам. К концу же первого года он начнёт вполне осмысленно оперировать буквами и словами.
Также важно, чтобы во время обучения малыша ничего не отвлекало – никаких игрушек и т. д., то есть, нужно специально создавать благоприятную среду для учёбы.
Не забываем про классический «Букварь»
Современные «Буквари» изобилуют громадным количеством красивых рисунков, изображений знакомых детям мультипликационных и сказочных персонажей. Авторы «Букварей» предлагают общепринятый способ учить чтению по традиционному методу:
- ребёнок изучает буквы и слоги;
- слоги постепенно складываются в слова;
- гласные звуки в книге сочетаются с согласными и т. д.
Педагоги советуют выбирать «Буквари», в которых изучение букв алфавита и правил их соединения в слоги подавалось бы одновременно (параллельно). Это позволит малышу сразу начинать знакомиться с основными принципами чтения.
Особенную пользу могут принести «Буквари», в которых используется система обучения чтению по методу Жуковой. Книга написана так умело, что по ней ребёнок может дома заниматься и самостоятельно – странички наполнены забавными рисунками, большими буквами и слогами. Заниматься по такому «Букварю» будет интересно и родителям, и детям, оба получают настоящее удовольствие. За короткое время пятилетнего малыша можно научить чтению, поскольку методика Жуковой умело совмещает в себе традиционный метод, дополняя его оригинальными наработками логопедов.

8 важных правил
Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, обязательно следуйте основным правилам, которые помогут вам лучше организовать процесс обучения. Приведём эти правила.
- Наиболее эффективными считаются короткие занятия, где в последовательной форме даётся новый материал. Вот чего-чего, а нудных инструкций нужно избегать – пояснения должны быть коротенькими и чёткими.
- Не заставляйте ребёнка заниматься насильно. Вам ведь нужно, чтобы маленький ученик любил эти занятия, чтобы он пристрастился к чтению. А насильно, как говорится, мил не будешь. Помните, малыш должен сам хотеть заниматься. Для этого вам нужно стимулировать его интерес: раскладывайте дома в разных местах красочные книжки, сами частенько читайте ему что-нибудь интересное.
- Будет лучше, если вы тоже любите читать – дети охотно подражают своим родителям. Если кроха часто видит папу или маму с открытой книгой (когда все дела по дому сделаны), он интуитивно захочет быть «как папа» или «как мама».
- Обучайте сначала только звукам. Т. е., показывая кубик или картинку с литерой, произносите не «эр», «эм», «эс», а именно звуки: «р», «м», «с». После уже можно будет дать ему понятие самих букв, и он поймёт, что «эр» и знакомое ему «р» – это одно и то же.
- Помните главное правило: повторение – мать учения. Вам не нужно никуда торопиться, у вас не должно быть никакого обязательного плана. Поэтому повторяйте и повторяйте всю доносимую до малыша информацию, не требуя, чтобы кроха после двух-трёх раз уже безошибочно всё запомнил.
- Чем больше в обучении элементов игры – тем лучше. Купите магнитную азбуку и раскладывайте с её помощью буковки слитно на доске, формируя из них готовые слоги и слова. Прикрывайте ладонью часть буквы, демонстрируя её малышу, и предлагайте догадаться по фрагменту, какая это буква. Пусть в «угадках» участвуют, к примеру, мама с малышом, а папа показывает. Угадывают оба (причём мама, конечно же, должна чуть-чуть поддаваться).
- Начинать нужно с простых и знакомых повторяющихся слов – па-па, ма-ма, имя ребёнка или имя домашнего любимца, если они несложные. Когда малыш освоит слоги, начните прикреплять к знакомым слогам слитно по одной новой букве. Например: до-м, со-н. Затем можно уже формировать простые предложения: мама дома, папа ест суп.
- Когда малыш начнёт уже сносно читать, приучайте его к быстрому чтению. Для этого в виде игры предлагайте читать отдельные фрагменты из книг и засекайте время по секундомеру. Успехи малыша в чтении отражайте в специальном дневничке, а также упоминайте о них вечером за общим столом в присутствии близких.
В чём состоит поэтапность обучения
Чтобы хорошо понимать, как научить ребенка читать в 4 года, нужно знать, в какой последовательности лучше это обучение организовать. Его этапы должны быть следующими.
- Заготовьте заранее какой-нибудь обучающий материал. Самому легко изготовить кружочки, вписав в них 10 гласных литер, причём сами кружочки должны быть красного цвета – так они обозначаются в звуковых схемах. Материал желательно развесить по всему дому, напевать гласные буквы вместе с малюткой или давать ему угадать звук в знакомых песенках.
- Создавайте карточки с согласными буквами, придумывая заранее, с чем может ассоциироваться у малыша изображение каждой буквы, в каких словах она встречается. Начните подставлять согласные буквы к гласным, напевая их совместное произношение, причём в разных интонациях. Такая музыкальная игра детям нравится.
- Освоив с малышом несколько согласных букв, начинайте соединять слоги, добавляя к двум литерам третью: со-н, но-с. Самые ходовые короткие слова можно тоже запечатлеть на карточках. Удобно также применять магнитную азбуку.
- К сложным словам переходите, когда малютка освоить чтение коротеньких, в три – четыре буквы, слов. Методика должна быть такой же – слова пишете на листиках, листики расклеиваете, читаете вместе. Временами меняйте расположение листиков, чтобы ребёнок их узнавал.
- Изучая новое, время от времени повторяйте старое.
Вывод
Итак, вопрос, с какого года следует начинать учить малыша чтению, не совсем корректен. Есть методики, требующие, чтобы ему уже исполнилось пять лет, а есть и такие, которые рассчитаны на первые четыре месяца жизни. С какого метода в таком случае начинать – решать родителям.
Желательно, чтобы для учёбы у вас был под рукой какой-нибудь вспомогательный материал: карточки с изображением букв или отдельных слогов, магнитная азбука или же красочный «Букварик».
Стоит лишний раз пояснить, почему нельзя давить на детей – этим вы превращаете интересное занятие в «обязаловку», вырабатывая у ребёнка устойчивое отвращение к книге и чтению.
Дела пойдут куда лучше, если вы сами любите читать книги и «заразите» своего ребёнка.
Занятия должны быть краткими, если они предполагают обучение сложным вещам. Если же урок идёт в интересной игровой форме, то дети сами будут хотеть его продолжить или пожелают, чтобы вы проводили такие занятия почаще.