Как научить ребенка в 1 классе читать – советы родитям первоклашек

Развитие
Содержание
  1. Техника чтения
  2. Причины медленной скорости чтения
  3. Готовим к чтению дошколят
  4. Наиболее распространенные ошибки родителей
  5. Учим читать правильно
  6. В каком возрасте надо начинать учить ребенка читать
  7. Занятия в первом классе
  8. Упражнения
  9. Слоговая таблица скоростного чтения
  10. Хоровое произнесение текста
  11. Комплексная программа для чтения
  12. Варианты упражнений
  13. Полезные советы для родителей
  14. Занятия
  15. Какую методику выбрать?
  16. Учимся читать играючи
  17. «Живые буквы»
  18. Упражнения в игровой форме
  19. Настольные игры
  20. «Тайные письма»
  21. Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
  22. Упор на запоминание букв, а не звуков
  23. Изнуряющие занятия
  24. Психологическое давление
  25. Отсутствие у родителей привычки читать
  26. Как научить ребенка соединять буквы в слоги
  27. Как научить ребенка-первоклассника читать быстро и правильно
  28. Упражнения
  29. Развивающие занятия
  30. Программа для детей старше 8 лет
  31. Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
  32. Чтение по слогам (фонетический метод)
  33. Кубики Зайцева
  34. Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
  35. Методика Марии Монтессори

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.

Что такое техника чтения - понятие
Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги – и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?

Совместное чтение с детьми
Совместное чтение – лучший способ привить любовь

  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.
    Причины дислексии - перечень
    Причины дислексии – нарушения чтения

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

В каком возрасте надо начинать учить ребенка читать

Логопед Ная Сперанская считает, что оптимальный возраст, в котором можно понемногу начинать обучение чтению — 5,5 лет.

«Но все же отправной точкой для первых шагов в этом деле должен становиться не конкретный возраст, а сам ребенок. Есть дети, которые готовы к освоению навыка уже в 3-4 года, а есть те, которые «созревают» ближе к 1 классу. Как-то я работала с мальчиком, который не умел читать в 6,5 лет. Он знал буквы, отдельные слоги, но читать не умел. Как только мы стали заниматься, стало понятно, что он абсолютно готов к чтению, за два месяца он стал отлично читать по слогам», — рассказала Сперанская.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
Ва – ка ре – га солн – царь
Ком – гон кни – лет ры – тух
Редь – пас би – па пе – це

Полезные советы для родителей

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.

Надо ли учить до школы
Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2.  Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

Семейное чтение - цитата
О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.

Девочка читает игрушкам
Чтение игрушкам – увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.

Нельзя наказывать школьника
Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Чтение «между делом». Читать можно не только книги. Во время прогулки изучайте вывески магазинов, в поликлинике рассмотрите полезные плакаты о болезнях и их профилактике.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.

Таблицы Шульте - инструкция
Таблицы Шульте для скорочтения

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

развивающие игры и задания для детей

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

  • изучать буквы и звуки;
  • научиться читать по слогам;
  • читать целыми словами.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

развивающие игры и задания для детей

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как научить ребенка соединять буквы в слоги

«Соединять буквы в слоги — это все равно, что учить таблицу умножения. Надо просто запомнить эти сочетания букв», — объяснила логопед.

Ная Сперанская отметила, что большинство пособий предлагает учить детей чтению именно по слогам. При выборе надо учитывать два нюанса:

1. В книгах должно быть мало текста и много картинок.

2. Слова в них не должны быть разделены на слоги с помощью больших пробелов, дефисов, длинных вертикальных черточек.

«Все это создает визуальные трудности при чтении. Ребенку сложно воспринимать такое слово как что-то целое, трудно «собрать» его из разных кусочков. Лучше всего, если в слове не будет лишних пробелов или других разделяющих знаков, а слоги будут выделены дугами непосредственно под словом», — объяснила логопед.

По словам Сперанской, также для изучения слогов подойдут кубики с буквами — играя в них, ребенок быстрее запомнит сочетания.

Еще один способ ненавязчиво помочь ребенку освоить буквы и слоги, распечатывать их крупным шрифтом на бумаге и развешивать такие листочки по всей квартире.

«Повесьте их на холодильнике, на доске в детской, на стене в ванной комнате. Когда такие листочки развешены по всей квартире, можно много раз за день ненароком возвращаться к ним. Моете руки? Прочитайте, что написано рядом с раковиной. Ребенок ждет пока вы дадите ему обед? Попросите его назвать, какие слоги висят на холодильнике. Занимайтесь по чуть-чуть, но как можно чаще. Шаг за шагом ребенок выучит слоги, а затем и потихоньку начнет читать», — рассказала специалист.

Сперанская уверена, что так ребенок научится читать гораздо быстрее, чем после ежедневных занятий, когда родители усаживают малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем заниматься чтением…»

«Если вам совсем сложно отказаться от таких занятий, то обратите внимание, что нервная система у дошкольников еще не созрела для долгих и монотонных уроков. Дети тратят колоссальные усилия на анализ графических символов. Обучение чтению для них все равно, что обучение очень сложному шифру. Поэтому надо соблюдать в таких занятиях четкий тайминг. В 5,5 лет дети способны удерживать внимание не больше 10 минут, в 6,5 лет — 15 минут. Именно столько должно длиться одно занятие. И таких «уроков» должно быть не больше одного в день, если вы, конечно, не хотите, чтобы ребенок потерял мотивацию к обучению еще до школы», — объяснила логопед.

Как научить ребенка-первоклассника читать быстро и правильно

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок прилежно учился в школе. Но нужно учитывать, что учителя не всесильны, и большая доля ответственности за образование детей ложится на плечи родителей.

Касается это и чтения в частности. Поэтому задача родителей первоклассника — прорабатывать с ребенком технику быстрого и правильного чтения. А помогут в этом специальные упражнения.

Упражнения

Существует несколько действенных способов, которые помогут ребенку развить правильную технику чтения.

Среди них:

  • «Слова из слов».Придумайте длинное слово, которое будет понятно ребенку. Затем попросите составить несколько маленьких слов из него.
  • Развитие антиципации. Купите в магазине специальную книгу или напечатайте самостоятельно текст, в котором в некоторых словах будут пропущены буквы. По ходу чтения ребенок должен будет вставлять недостающие элементы.
  • Скороговорки. Отличный способ развить артикуляционный аппарат. В интернете достаточно интересных вариантов: выберите те, которые больше всего понравятся малышу.
  • Бросок – засечка. При команде «бросок» ребенок начинает читать текст, а когда звучит команда «засечка» прекращает любое действие, откидывается на спинку стула и закрывает глаза. Через 5 секунд снова звучит «бросок». Первокласснику нужно немедленно продолжить чтение, причем с того места, где он остановился. Использовать линейки или закладки нельзя.

Эти упражнения достаточно простые, но интересные и эффективные.

Благодаря им ребенок научится ориентироваться в тексте, правильно произносить слова и расставлять ударения, а также улучшит скорость чтения.

Беглому чтению способствует поставленная речь, которую обязательно нужно развивать. Скороговорки, стихи, словотворные игры — все это обязательно внесет свою лепту

Развивающие занятия

Первоклассники испытывают колоссальный стресс из-за смены обстановки, новых правил, которым необходимо следовать, и ответственности за полученные оценки. В школе они испытывают давление со стороны учителя, а дома – со стороны родителей.

Чтобы снизить уровень напряжения, но в тоже время помочь развить скорость чтения, стоит прибегнуть к специальным развивающим занятиям.

Это могут быть:

  • Игры в зверей. Вообразите и покажите, как скачет лошадь, что она при этом говорить или как читает. Подобное можно повторить с любым животным.
  • Чтение по ролям. Предложите первокласснику почитать его любимую книгу по ролям. У каждого персонажа обязательно будет свой тембр голоса, а также разная скорость произношения слов.
  • Чтение с ребенком по очереди. Разделите текст на несколько равных частей и поочередно читайте с малышом, постепенно увеличивая свой темп. Ребенок подсознательно будет повторять за родителями, также наращивая скорость чтения.

Если вы заинтересованы в развитии своего ребенка, то прилагайте максимум усилий во время внеклассного обучения.

Правильно выбранные тексты, позитивный настрой и отсутствие жесткой критики помогут первокласснику почувствовать уверенность в собственных силах, а, следовательно, и развить скорость чтения. Ведь чаще всего ребенок делает ошибки из-за стеснительности и боязни сделать что-то «не так».

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Источники

  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-v-1-klasse-chitat.html
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
  • https://www.gazeta.ru/children/2022/04/18/14747264.shtml
  • https://logiclike.com/kak-nauchit-rebenka-chitat
  • https://kaknauchitsya.online/nauchit-chitat-v-1-klasse/

Оцените статью
Про чадо