Развитие ребенка в 6 месяцев: на что обратить внимание, особенности развития

Развитие
Содержание
  1. Особенности развития ребенка в 6 месяцев
  2. Как развивать ребенка в 6 месяцев
  3. Сколько ребенок должен весить в 6 месяцев
  4. Двигательная активность ребенка в 6 месяцев
  5. Физиологические изменения
  6. Введение прикорма
  7. Прикорм. Полезные советы для мам
  8. Отучаем от соски
  9. Режим дня ребенка в 6 месяцев
  10. Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев
  11. Рост ребенка в 6 месяцев
  12. Особенности развития девочек в 6 месяцев
  13. Здоровье: на что обратить внимание
  14. Нарушения стула
  15. Срыгивания
  16. Прорезывание зубов
  17. Что должен уметь ребенок в 3 месяца
  18. Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
  19. Уход за малышом
  20. Кормление
  21. Сон
  22. Гигиена
  23. Мама Лара: Развитие ребенка в пол года
  24. Психическое развитие ребенка в 6 месяцев
  25. Тест
  26. Режим питания ребенка в 6 месяцев
  27. Особенности развития мальчиков в 6 месяцев
  28. Как помочь малышу развиваться: игры
  29. Настроение и эмоции крохи
  30. Супермамы: Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев
  31. Что умеет ребенок
  32. Навыки ребёнка в 6 месяцев
  33. Сон малыша в 6 месяцев (режим)
  34. Развивающие игры с шестимесячным ребенком
  35. Питание грудничка
  36. Важность дополнительного питания

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.

Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

В возрасте шести месяцев у малыша совершенствуются моторные навыки и усиливается интерес к окружающим предметам. Используйте это – и стимулируйте его познавательные способности. Например, когда малыш держит в руках две игрушки – предложите третью. Сначала малыш попытается взять ее, не выпуская первые две. Но со временем он поймет: чтобы получить третью игрушку, нужно освободить хотя бы одну руку.

Для раннего развития ребенка в 6 месяцев подойдут пальчиковые игры. Простейшая «сорока-белобока» поможет не только занять и отвлечь малыша, но будет развивать мелкую моторику. Детям также нравятся «ладушки». Научите малыша хлопать в ладоши в такт простой песенке – и он будет делать это с удовольствием.

Многие родители задаются вопросом, можно ли использовать прыгунки для детей от 6 месяцев. Ортопеды советуют не торопиться: позвоночник и мышцы малыша еще недостаточно развиты, чтобы выдержать столь серьезную нагрузку. Врачи рекомендуют надевать прыгунки не раньше, чем ребенок будет уверенно сидеть без опоры – и прекратить их использование, когда он начнет самостоятельно ходить. При ортопедических и неврологических заболеваниях прыгунки детям от 6 месяцев и старше не рекомендованы.

Сколько ребенок должен весить в 6 месяцев

Согласно статистическим данным отечественной педиатрии, вес ребенка в 6 месяцев должен приближаться к следующим нормам:

  • Мальчики: от 6,5 кг до 9,1 кг
  • Девочки: от 6,2 кг до 8,4 кг

Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие нормы:

  • Мальчики: от 7,1 кг до 8,9 кг
  • Девочки: от 6,5 кг до 8,3 кг

Таблица развития
Таблица развития

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги. 

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Физиологические изменения

Основными параметрами, на основании которых происходит оценка физического развития грудного ребенка, являются вес и рост. Серьезное изменение показателей происходит в первые четыре месяца. В полгода же происходит снижение динамики. Масса тела увеличивается не очень быстро. Это связано с возрастанием мобильности крохи. Оптимальный вес малыша в этот период можно определить самостоятельно. В этом поможет специальная формула: масса тела ребенка в полгода = вес при выписке + 800Х6.

У большинства грудничков в 6 месяцев вес равен 8 кг. Что касается роста, то этот параметр обычно не превышает 68 см. Если говорить про половую принадлежность, то существует определенная таблица, из которой можно узнать необходимые значения. Так, по нормам российских педиатров. у девочек в возрасте 6 месяцев рост должен находиться в диапазоне 62,5−68,8 см, а вес составлять 6,3−8,3 кг. Что касается мальчиков, то у них нормальным считается рост 63−69 см, а масса тела может колебаться в пределах 6,6−9 кг.

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,6 9,0
Вес девочек, кг 6,3 8,3
Рост мальчиков, см 63,0 69,0
Рост девочек, см 62,5 68,8
Окружность головы мальчиков, см 42,0 45,5
Окружность головы девочек, см 41,5 44,2
Окружность груди мальчиков, см 41,4 47,6
Окружность груди девочек, см 41,6 45,8

Есть ещё одна таблица, показывающая мнение Всемирной организации здравоохранения, которое несколько отличается. Смотрите сами:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,4 9,8
Вес девочек, кг 5,7 9,3
Рост мальчиков, см 63,3 71,9
Рост девочек, см 61,2 70,3
Окружность головы мальчиков, см 40,9 45,8
Окружность головы девочек, см 39,6 44,8

Двигательное развитие у грудничка в этот период характеризуется большей подвижностью рук, пальчиков и их оптимальной устойчивостью. Ребёнку удается легко ухватывать игрушки и надежно удерживать их в своих руках. У него появляется способность брать в каждую руку по одному предмету.

Зрение в это время довольно острое, что позволяет ребенку замечать даже предметы небольшого размера. Ребенок пытается повторить услышанные звуки, речь или движения взрослого человека. Уже в полгода кроха может различать такие чувства, как:

  • Испуг;
  • Напряжение;
  • Беспокойство;
  • Радость;
  • Веселье.

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше – с 4 – 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму.Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 370C.

Вводить начинают с 12 – 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 – 10 дней доводят до 150 – 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Прикорм. Полезные советы для мам

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Режим дня ребенка в 6 месяцев

Чем старше становится ребенок, тем больше он бодрствует. На сон у него уходит около 13-15 часов, из них на ночной – около 11 часов. Днем грудничок укладывается спать, как правило, три раза (утром, до обеда и после обеда). Общая продолжительность дневного сна составляет около 3-4 часов. В этом возрасте ребенок уже придерживается привычного режима дня. Дневные и ночные сны приходятся примерно на одно и то же время.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Рост ребенка в 6 месяцев

Рост ребенка в 6 месяцев согласно среднестатистическим данным врачей-педиатров:

  • Нижняя граница нормы у мальчиков колеблется от 63,3 см до 63,5 см, верхняя — от 69,8 см до 71,9 см
  • Рост девочек по нижней границе может составлять от 61,2 см до 63,5 см и по верхней – 68,0 см до 70,3 см

Рост шестимесячного ребенка согласно данным ВОЗ:

  • Нижняя граница у мальчиков колеблется от 63,2 см до 65,5 см, верхняя — от 71, 7 см до 71,9 см
  • Рост девочек может составлять от 61,4 см до 69,9 см

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.

Здоровье: на что обратить внимание

Развитие ребенка в 6 месяцев во многом зависит от его самочувствия. Если малыш здоров, он активно интересуется окружающим миром, изучает доступные игрушки, устанавливает контакт с родителями и другими близкими людьми. Но если его что-то беспокоит – развитие замедляется.

Вот с какими проблемами могут столкнуться родители шестимесячного ребенка:

Нарушения стула

Если у грудничка запор или диарея – нужно искать причину такого состояния. В первую очередь – пересмотреть рацион кормящей мамы, если малыш на грудном вскармливании. Если уже введен прикорм – оценить, не стал ли новый продукт причиной “срыва” стула.

Срыгивания

Как правило, к 6 месяцам эта проблема не столь выражена, ведь ребенок становится более активным. Но если наблюдаются обильные срыгивания, особенно – на фоне сохраняющихся колик и нарушения стула, стоит обратиться к врачу.

Прорезывание зубов

В возрасте 6-7 месяцев у детей обычно появляются первые зубки – нижние центральные резцы. За ними спустя некоторое время могут пойти верхние центральные резцы. Прорезывание зубов причиняет крохе немало беспокойства. Многие дети плачут, плохо спят, отказываются от еды, капризничают. Облегчить страдания ребенка помогают специальные грызунки – они делают процесс прорезывания зубов более комфортным.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» – кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Уход за малышом

Кормление

В 6 месяцев грудничкам начинают вводить прикорм: овощное пюре и каши. Также с 6 месяцев можно начинать давать фруктовые пюре. По правилам введения прикорма новый продукт дают утром и потом в течение лня наблюдают  за реакцией на него.   Малыши-искусственники получают 5 порций еды за день. В среднем это 1100 мл в день (220 мл. на порцию). В прикорм таким деткам можно включать овощи, каши, фрукты и масло, как сливочное, так и растительное. 

Сон

В 6 месяцев ребенок спит по 16 часов в сутки. 9-10 часов – ночью, и 5-6 часов днем. Дневной отдых разделяется на 3 сна по 1,5-2 часа. 

Гигиена

К уже привычным гигиеническим процедурам – умывание, очищение ушек, глазок и носика, подмывание и т.д. – присоединяется чистка зубов. При этом не важно, появился ли уже первый зуб, или еще нет. Рот малыша чистят резиновой щуточкой, надетой на мамин (или папин) палец.   В 6 месяцев можно закаливать ребенка. Начинать следует с легких процедур: воздушные ванны, обтирания…    Ежедневные купания в привычном режиме.

Мама Лара: Развитие ребенка в пол года

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

В шесть месяцев родители отмечают изменение психоэмоционального фона ребенка. Если раньше плач был основным инструментом общения, то теперь так выражаются в основном негативные эмоции – боль или дискомфорт. Увеличивается «словарный запас» малыша, в его арсенале уже около 40 звуков.

Психическое развитие ребенка шести месяцев жизни прогрессирует, теперь между взрослым и малышом происходит вполне осознанная беседа. Он может показать или найти тот предмет, о котором идет речь.

Малыш узнает голоса родителей на расстоянии, реагирует радостным визгом или своеобразными возгласами, показывая необходимость внимания. В полугодовалом возрасте дети максимально проявляют нежность к родителям, стремятся прижаться и обнять.

Появляется осознание причинных отношений. Младенец начинает понимать, что на крик придет мама, а если в поле зрения появляется бутылочка или тарелка — время обеда.

У ребенка имеется врожденный инстинкт самосохранения, но в силу отсутствия должного опыта, он развит недостаточно хорошо. А учитывая тот факт, что подвижность малыша увеличивается, следует максимально внимательно следить за его передвижениями и максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, чтобы у него было больше возможностей для исследования «мира».

В шесть месяцев начинают вводить прикормы, что позволяет разнообразить рацион питания ребенка. Следует начинать с мягких продуктов, выбирая овощные пюре или каши, поддерживая интерес к новой еде, давать также немного попробовать то, что ест мама или папа. Подробнее о первом прикорме.

Шестимесячные дети развивают понимание «постоянства объекта»: они будут искать предмет, который уронили или который исчез из поля зрения.

В 6 месяцев у ребенка улучшается координация, движения становятся целенаправленными. Теперь состояние малыша легко определить по его эмоциям, он открыто выражает радость и недовольство. На этом этапе развития ребенок проверяет, из каких материалов сделаны игрушки и какие они издают звуки. Он ощупывает их, трясет и даже пробует на вкус.

Тест

Режим питания ребенка в 6 месяцев

По рекомендациям ВОЗ, до шести месяцев ребенок должен находиться исключительно на грудном вскармливании. В 6 месяцев потребности малыша меняются, и грудного молока становится недостаточно. В этот период, как правило, вводят прикорм.

Прикорм – это постепенный переход от грудного вскармливания к продуктам прикорма. По рекомендации педиатра, в 6 месяцев в рацион ребенка можно вводить каши и овощные пюре. Далее постепенно водятся другие продукты – фруктовое и мясное пюре, детское печенье и др. Врач подскажет, что можно ребенку в 6 месяцев, а с какими продуктами пока не следует торопиться. Например, если ребенок склонен к запорам, педиатр может посоветовать начать прикорм с овощного пюре, а если наблюдается дефицит веса – с безмолочных каш.

Режим питания ребенка в 6 месяцев не предполагает значительного уменьшения прикладываний к груди. Напротив, грудное молоко остается основной пищей малыша. В день остается около пяти кормлений примерно через каждые 3-4 часа. По-прежнему важны ночные кормления – ведь именно в этот период происходит активная выработка молока.

Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Как помочь малышу развиваться: игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.

Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками. 

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

Настроение и эмоции крохи

Психическое развитие ребенка в шесть месяцев дает ему способность отделять родителей и родственников от незнакомцев.

  1. Малыш любит общаться с близкими людьми, которых часто видит;
  2. Карапуз улыбается и смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда он чем-то недоволен;
  3. В свои 6 месяцев крошка учится выражать отрицательные эмоции: детишки умеют хмуриться, недовольно лепетать;
  4. Когда малыш рассматривает новую игрушку, на его лице появляется сосредоточенное выражение;
  5. Детки воспринимают интонацию и реагируют на нее соответствующим образом: ласковый голос вызывает на лице малыша улыбку, а от строгого он может заплакать;
  6. Маленький человечек тонко чувствует настроение мамы, если она грустит, может ныть и капризничать. Незнакомые люди настораживают кроху. Он не сразу начинает им доверять, может не пойти на ручки и заплакать от страха.

Обращая внимание на особенности развития ребенка, вы можете спрогнозировать характер ребенка, ведь именно в 6 месяцев проявляются первые его основные черты.

Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев почти полностью соответствует развитию ребенка, родившегося в срок. В этом возрасте «поторопившиеся» детки начинают полноценно общаться с близкими людьми, и мамам рекомендуется проводить с ними как можно больше времени.

Шесть месяцев ребенку – время, когда родители контролируют, что он должен уметь; мальчики и девочки имеют разные нормы развития. Психологами установлено, что девочки приобретают новые навыки немного быстрее, чем мальчики.

Узнайте много интересного о развитии ребенка в 6 месяцев из моего видеоурока:

Супермамы: Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев

Что умеет ребенок

– переворачиваться со спины на живот;

– легко брать игрушку из любого положения и перекладывать ее из одной руки в другую;

– хватать предмет всей ладошкой;

– пить из чашки и есть с ложечки;

– пытается сесть;

– пытается встать, подтягиваясь за спинку кровати;

– пытается встать на четвереньки.

Итак, малыш достиг шестимесячного возраста, как он выглядит: лежа на животе, опирается на таз и руки, ладони при этом его полностью раскрыты, хорошо умеет поднимать грудь от поверхности, и может немного прогнуться в спине.

В 6 месяцев навыки ребенка развиваются, наблюдаются следующие изменения:

  • Малыш активен, самостоятелен, становится крайне любознательным. Появляются навыки нахождения предмета, о котором ему говорят, легко укажет на любимую игрушку.
  • Продолжает развиваться когнитивная функция мозга: в 6 месяцев младенец начинает понимать причинно-следственную связь (если толкнуть игрушку, она упадет).
  • Малыш может некоторое время увлеченно играть, не требуя от мамы внимания.
  • Он умеет ползать по-пластунски, хоть и покачивается из стороны в сторону.
  • Может самостоятельно пить из кружки, если ее придерживать.
  • В этом возрасте, как правило, появляется первый зуб – обычно на нижней челюсти.

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа – днем и ночью – до 6 – 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят, что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Питание грудничка

Рацион ребёнка в этом возрасте может включать грудное молочко или искусственную смесь с добавлением прикорма. Главная роль отводится молоку, а также продуктам, которые выступают в качестве его замены.

Важность дополнительного питания

Развитие ребенка на 6 месяце жизни требует введения прикорма. Детям, которые получают питание смесями, прикармливание начинают уже на 4−5 месяце. Если у малыша в рационе только грудное молоко, то этот процесс откладывают до 5−6 месяца. Но с этим лучше не затягивать. Если слишком рано ввести прикорм, то возможно возникновение аллергической реакции и появление определенных проблем с пищеварением. При поздних сроках его добавления можно столкнуться с такими болезнями, как:

  • Анемия;
  • Рахит;
  • Гипотрофия.

По прошествии 6 месяцев у ребенка возникает потребность в большем количестве энергии. Поэтому его рацион необходимо обогатить.

В первую очередь ему требуются минеральные вещества и витамины. Введение в меню прикорма поспособствует развитию у него навыков жевания и глотания. Кроме этого, малыш начинает ощущать новые вкусы и запахи, которых раньше не было в его жизни.

Источники

  • https://nutrilak.com/article/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-mesyacev/
  • https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-rebenka-v-6-mesacev
  • https://www.valio.ru/valiology/baby/razvitie-rebyenka-v-6-mesyatsev/
  • https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/6-mesyatsev/
  • https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/mesyats-1-12/razvitie-rebenka-v-6-mesyatsev.html
  • https://www.pre-ambula.ru/nevrolog/razvitie-do-goda
  • https://www.9months.ru/service/razvitie/6-mesyacev
  • https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-mesyatsev

Оцените статью
Про чадо