Интеллектуальное        10 октября 2016        491         0

Учим ребенка правильно произносить букву «Р»

Дети должны уметь хорошо выговаривать все звуки уже в 5 — 6 лет. Однако существует процент детей, у которых некоторые речевые дефекты проявляются и в более взрослом возрасте. Звук «р» считается самым сложным для произношения, поэтому дети, как правило, учатся произносить его последним. Чтобы в школе у ребенка не возникло проблем с обучением чтению и письму, важно научить его правильно выговаривать все звуки. Поэтому добросовестные родители спрашивают, как научить ребенка говорить букву «р». Кто-то обращается к логопедам, а кто-то пытается проводить логопедические занятия дома самостоятельно. Однако процесс обучения весьма долог и кропотлив и требует времени от пары недель до нескольких месяцев.

Процесс обучение буквы "Р" может проходить и самостоятельно

Почему дети не выговаривают звук «р»

Даже при обучении ребенка в домашних условиях необходима консультация логопеда, чтобы он определил причины нарушения речи, устранение которых необходимо для эффективности упражнений, и помог разработать схему индивидуальных занятий.

  • Педагогическая запущенность. Обычно малыши позже учатся говорить, а нарушения их речи ярко выражены, если они растут в неблагоприятной обстановке или получают мало родительского внимания.
  • Двуязычие. В ситуации, когда члены семьи разговаривают на нескольких языках — двух или более — обучение ребенка верному произношению звука «р» бывает затруднено, поскольку малышу тяжело разобраться в правильном произношении.
  • Дефекты речи близких. Детям свойственно повторять за взрослыми, в том числе и в манере говорить, поэтому велика вероятность того, что, если в семье кто-то имеет речевые дефекты, у ребенка будет присутствовать та же проблема.
  • Сюсюканье. Распространено ошибочное мнение среди неопытных родителей, что если намеренно коверкать слова, утрируя манеру общения ребенка, то чадо лучше поймет смысл сказанного. Однако подобное приводит к тому, что речь ребенка замедляется в развитии и возникают ее дефекты.
  • Строение органов артикуляционного аппарата. Сюда относятся: укороченная уздечка, неровный прикус, крупный язык или губы, челюсть выдается вперед или уходит назад, расщепление неба.
  • Малоподвижность органов речевого аппарата. Может развиться вследствие перенесенных заболеваний.
  • Нарушения восприятия звуков речи. Неправильное произношение развивается за счет того, что ребенком звуки воспринимаются неверно.
  • Слабость слуха.
  • Заболевания дыхательной системы. Нетипичное прохождение воздуха по дыхательным путям может влиять на произношение некоторых звуков.

Если к 6 годам малыш так и не научился правильно произносить сложный звук, то без помощи специалиста не обойтись. Однако не стоит перекладывать всю ответственность на специалиста, а продолжать заниматься дома, чтобы быстрее достигнуть результата.

Неправильное произношение:

  • звук «р» в речи не присутствует вообще (корова — коова);
  • звук «р» заменяется другим, более удобным для произношения (корова – колова, койова, ковова, когова);
  • звук «р» заменяется мягким «рь», что можно считать вариантом нормы;
  • звук «р» произносится на иноязычный манер, что свойственно детям, растущим в двуязычных семьях.

Правильная организация занятий

Мама обучает ребенка новым буквам

Главным помощником в процессе изучения новых букв являются родители

Прежде чем приступать к занятиям в домашних условиях, важно соблюсти несколько правил, которые облегчат процесс обучения и сделают его более эффективным.

  • Зеркало. Важно заниматься, глядя в зеркало, чтобы ребенок видел движения своих губ и языка, повторяя за взрослым.
  • Удобное положение. Для логопедических занятий лучше выбрать сидячее положение, поскольку расслабление конечностей позволит уделить больше внимания лицевым мышцам.
  • Регулярность занятий. Важно заниматься каждый день, а чтобы ребенок не переутомлялся и не начинал капризничать, продолжительность одного занятия должна быть не более 15 минут.
  • Форма обучения. Занятия лучше проводить в форме игры, чтобы ребенку было интересно, а упражнения воспринимались не как обязанность, а как увлекательная игра.
  • Двуязычность. Если в семье принято общаться не на одном языке, то на время обучения стоит изменить привычное общение и говорить в присутствии малыша исключительно по-русски, а занятия другим языком отложить до тех пор, пока ребенок не освоит русский язык.
  • Терпение. Важно понимать, что «р» — самый сложный звук для произношения, поэтому не нужно требовать от ребенка результатов в первый же день занятий. В некоторых случаях дети могут испытывать от таких упражнений физический дискомфорт или даже боль.
  • Развитие мелкой моторики. Не стоит ей пренебрегать, поскольку она стимулирует и способствует развитию мозга.
  • Похвала. Ребенку важно чувствовать поддержку и получать похвалу за свои старания, даже если результат занятий далек от идеала.
  • Отсутствие насилия. Ребенка не нужно насильно заставлять заниматься. Если чадо категорически отказывается выполнять упражнения, то лучше немного подождать и попробовать снова позже, возможно, отыскав другой подход.

Положение органов артикуляционного аппарата

Прежде чем приступать к занятиям, взрослому следует определить верное положение губ и языка при произношении проблемного звука.

  • Рот раскрыт так, как он должен раскрываться при произношении следующего за проблемным звуком гласного.
  • Зубы не сжимаются.
  • Язык располагается на бугорке за зубами.
  • Язык прилегает к молярам боковыми краями.
  • Язык имеет форму ложечки.
  • Язык у корня приподнят.
  • На выдохе вибрирует верхушка языка.

Разминка артикуляционного аппарата

Прежде чем приступать к логопедическим занятиям, необходимо провести разминку, чтобы разогреть мышцы, повысить их работоспособность и подвижность. Также разминка способствует и растяжению уздечки, если она укорочена.

  • Нужно растянуть губы и открыть рот примерно на 2 пальца, после чего начать поглаживать небо языком, двигая его назад и вперед до упора.
  • Открыть рот и растянуть в улыбке губы, а языком водить в стороны от одного уголка губ к другому.
  • Растянуть губы в улыбке и открыть рот, прижав язык к небу. Не изменяя положения челюсти и языка, смыкать и размыкать губы.
  • Растянуть губы в улыбке и открыть рот, при этом проводя языком по зубам с внутренней их стороны.
  • Растянуть губы и открыть рот, а языком упираться в каждый зуб по очереди, будто бы пересчитывая их.
  • Губы расслабить и высунуть наружу кончик языка. Фиксируя артикуляционный аппарат в этом положении, нужно попробовать произнести звук «з», после чего спрятать язык и снова произнести этот звук.
  • Нужно высунуть язык как можно дальше и попытаться скрутить его в трубочку.
  • Развитию артикуляционного аппарата способствуют и короткие стишки, и скороговорки, в которых содержится много звуков «р».

Во время занятий не нужно давить на малыша и тем более повышать голос, чтобы у него не развились чувство вины и неуверенность. Напротив, нужно всячески дитя поддерживать и хвалить даже за самые незначительные достижения.

Фрагмент занятия по изучению буквы

С помощью подобной компьютерной программы ребенок в визуальной форме изучает буквы

Упражнения

Занятия с ребенком лучше начинать, если ему уже исполнилось 5 лет. Малыш будет легче усваивать информацию, чем в более младшем возрасте.

  • Рот широко открыт, а губы растянуты в улыбке. Кончик языка прижимается к бугоркам верхних зубов в то время, как быстро произносится «д-д-д». Можно сказать ребенку, чтобы он сильно дунул, проделывая это упражнение. Тогда кончиком языка он сможет ощутить необходимую вибрацию. А можно пальцем или ложкой быстро провести несколько раз из стороны в сторону у основания языка и «завести мотор», тем самым простимулировав появление звука «р».
  • Похожим образом можно получить звук «р», если попросить ребенка не «стучать в барабан», а жужжать на сильном выдохе.
  • Стимулирующие колебательные движения пальцем или ложкой можно совершать и при произношении ребенком протяжного «за-а» или «зи-и».
  • Как только правильное произношение трудного звука освоено, можно приступать к слогам, где звук «р» находится в начале, середине и конце. А уже после этого можно переходить и к словам.

Резюме

Нужно быть готовыми к тому, что процесс обучения достаточно сложен. Не стоит нервничать, переживать и пугать ребенка. А если дома добиться правильного произношения не получится, то лучше всего обратиться за помощью к специалисту. Однако даже в этом случае не стоит пренебрегать самостоятельными занятиями, и тогда положительный результат не заставит себя долго ждать.

Читайте также
Мы в социальных сетях
Какого возраста Ваш ребенок?