- Оценка уровня произношения
- Когда нужна коррекция речи ребенка
- Причины
- Когда обращаться к логопеду
- Что делать, чтобы «ш» зашипел
- Разминка
- Методические основы для родителей
- Упражнения для основного этапа занятия
- Логопедические упражнения в домашних условиях
- Игра «Хлопни в ладоши»
- Игра «Шарик»
- Игра «Повтори за мамой»
- Игра «Назови ласково»
- Как поставить звук?
- Скороговорки на звук «ш»
- Обследование произношения звука «Ш»
- Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить
Оценка уровня произношения
Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука [Ш]. Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.
Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.
Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на [Щ].
Если малышу будет удаваться произносить [Ш] задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное [Х] или звонкое южнорусское [Г].
Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед.
Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.
При проблемах дошкольник начинает менять [Ш] на [С]. В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».
Когда нужна коррекция речи ребенка
Формирование звукового произношения начинается с первых месяцев жизни. Первые звуки возникают непроизвольно, обычно они самые простые в произношении («а», «о», «у»). До 3-х лет замена звуков, искажения в их произношении считается возрастной нормой. К 5-ти годам активно формируется полноценный фонематический ряд.
Если к 5 годам у ребенка не получается правильно произносить «ш», необходимо помочь ему с произношением звука артикуляционной гимнастикой и другими методами.
Постановка звука «Ш» возникает между третьим и пятым годом жизни. Первое время произношение ребенка страдает, звук получается нечетким. Иногда дети используют свистящий С вместо шипящего.
Наиболее распространены такие причины отставания в этапах речевого произношения: неправильное развитие речевого аппарата (проблемы с прикусом или уздечкой языка); малоподвижная нижняя челюсть.
Чтобы приступить к правильному формированию звукопроизношения, сперва необходимо разобраться в звуках, которые ребенку трудно произносить, в чем заключается трудность. Первой в обязательном порядке проверяется группа шипящих, свистящих и сонорных. Для корректной проверки нужно попросить ребенка рассказать стихотворение, историю, сказку.
Использовать можно специальные карточки с изображениями на букву, которую необходимо проверить.
Нарушение твердой согласной чаще всего сопровождается неправильным произношением мягкой. При этом проверяется произношение звука отдельно от слова. Если в таком виде ребенок правильно произносит звук, тогда заниматься нужно путем повторения фраз и слов. Когда понятно, что звук искажается, необходимо начинать работу по его постановке.
Причины
Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.
Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука Ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:
- движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
- на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
- зубочелюстные аномалии;
- нарушение работы слухового канала.
В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.
Когда обращаться к логопеду
Дома можно заниматься с детьми в случае легких нарушения. Например, если нет проблем со словарем и лексико-грамматическим строем речи. В таком случае родители могут проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Помощь логопеда требуется в случае общего недоразвития речи и дизартрии. При таких нарушениях не существует быстрых способов исправить звукопроизношение.
Выявить такие проблемы легко. При первом диагнозе у ребенка отмечается бедность словаря, он может неправильно связывать слова и затрудняться осуществлять словообразование.
При дизартрии нарушается иннервация мышц. В таком случае дошкольнику тяжело проговаривать схожие звуки, у него слабое дыхание и у него гипертонус или гипотонус мышц артикуляционного аппарата.
Важно! При любой проблеме родители являются непосредственными участниками коррекционного процесса.
При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская.
Что делать, чтобы «ш» зашипел
Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.
Даже простой деревянный шарик — это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.
Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.
Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.
Разминка
Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.
Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:
- язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
- сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
- выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
- сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
- поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
- сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
- плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
- челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
- облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.
Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.
Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:
- дуть на перышки, свечи, вертушки;
- пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
- распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
- на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.
Методические основы для родителей
Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:
- 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка). Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить…», лучше сказать «Иди, поиграем вместе!», ведь игра — самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
- 1-2 минуты: вступление (активация интереса). Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
- 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие).
Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
- 1-2 минуты: заключение: поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.
Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.
Упражнения для основного этапа занятия
Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!
Упражнение «Чашечка»
Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу.
Подобным образом выполняется «Блинчик» — язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка».
Упражнение «Фокус»
Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.
Упражнение «Лошадка»
Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!
После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.
Упражнение «Заборчик»
Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.
Другие упражнения — «Трубочка» (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье» (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели» (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) — можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.
Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:
- как шумят деревья на ветру
- как шипит злая кошка
- как шуршат листья осенью под ногами
- как шипит проколотое колесо
- как шуршит мышка под столом
Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].
Логопедические упражнения в домашних условиях
Чтобы научить ребенка правильно произносить звук «ш», нужно следить за его артикуляцией. Для правильного «ш» язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик языка был направлен кверху.
Потренируйтесь сами, чтобы затем показать малышу:
- поднимите язык к нёбу;
- сблизьте зубы;
- округлите губы и вытяните их вперед;
- выдыхайте воздух с равномерной силой.
А затем повторите упражнение с малышом.
В домашних условиях можно выполнять веселые и эффективные логопедические упражнения:
Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.
Игра «Шарик»
Шарик лопнул. Он падает и шипит: «Ш-ш-ш». Пошипи вместе с ним.
Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».
Игра «Повтори за мамой»
ша — ша — ша шо — шо — шо ша-ши-шо-шу
ши — ши — ши шу — шу — шу ши-шо-шу-ша
ше — ше — ше шо-шу-ша-ши
шу-ша-ши-шо
шик шов шейх шок ширь.
А теперь в обратных слогах:
аш-аш-аш ыш-ыш-ыш аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош иш-иш-иш ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш уш-ыш-аш-ош
ыш-аш-ош-уш
мышь, тушь, рожь[ш], уж[ш], ложь[ш], тишь.
Игра «Назови ласково»
Воля – волюшка
Доля – долюшка
Дума – думушка
Кума – кумушка
Зима – зимушка
Камень – камешек
Солнце – солнышко
Хлеб – хлебушек
Изба – избушка
Как поставить звук?
После таких игр можно заняться постановкой звука [ш]. В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков [т] или [с] (иногда – звука [р], но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).
Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:
- просим свое чадо произнести долгий [с];
- в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
- когда он займет нужное положение, [с] превратится в [ш];
- просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.
То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».
Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения:
- пошипит, как змея;
- как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;
- как листва деревьев на ветру;
- как сердитая кошечка;
- как осенние листья под ногами;
- как мышка, которая скребется в норке.
При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.
Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук [ш], стоящий в начале слова, в середине, в конце.
Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками [с] или [тс].
Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.
Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.
Скороговорки на звук «ш»
Шила в мешке не утаишь.
***
Луша у душа мыла шею и уши.
***
Метил в лукошко – попал в окошко.
***
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
***
Я по камешкам пошел,
Шубу шелкову нашел.
***
Макар да кошка,
Комар, да мошка.
***
Кошка на окошке
Шьет рубашку для Ермошки.
***
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
***
Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.
***
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
***
В шалаше шесть шалунов.
***
Наши мыши ваших тише:
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши
Не пускайте ваших к нам.
***
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше,
несли по два гроша.
***
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
***
Шакал шагал, шакал скакал.
***
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».
Обследование произношения звука «Ш»
При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.
Правила проверки в домашних условиях:
- Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
- Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.
У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.
Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить
Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить
- Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
- Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
- Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
- Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
- Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
- Разговариваем грамотным, взрослым языком. Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
- Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
- Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
- Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
- Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.
- https://vospitanie.guru/rech/kak-naucit-rebenka-govorit-bukvu-s
- https://kidteam.ru/postanovka-zvuka-sh-rebenku-poetapno.html
- https://malchishki-i-devchonki.ru/uchim-rebenka-govorit-bukvu-sh-sovety-i-rekomendatsii.html
- https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html
- https://www.baby.ru/journal/govorit-zvuk-sh/
- https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/govorit-bukvu-sh
- https://GotovlusKShkole.ru/sovety_logopeda/postanovka-zvukov/logopedicheskie-uprazhneniya-na-zvuk-sh-dlya-rebenka
- https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh-i-zh-uprazhneniya-i-sovety.html