Ребенок не хочет есть в детском саду – что делать?

Кормление

Почему ребенок отказывается есть в саду

Для того, чтобы понять, как решить проблему, нужно разобраться в ее причине. И здесь недостаточно одного лишь понимания, что поступление в детский сад уже само по себе является стрессом для ребенка.

На самом деле такая проблема может иметь совсем разные причины в каждом отдельном случае:

  1. Период адаптации. Каким бы открытым и дружелюбным ни был ребенок, новая обстановка, новое окружение из взрослых и детей, отрыв от дома и родителей сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Сильные переживания поглощают ребенка и «блокируют» его привычные потребности. Зачастую этот период занимает от 2 недель до 2 месяцев.
  2. Непривычная еда. Ни для кого, наверное, не будет новостью, что еда в детском саду отличается от той, которую ребенок привык есть дома. Дело не только в праве выбора блюда или времени приема пищи, но и способе ее приготовления, вкусовых качествах и даже «внешнем виде».
  3. Завтрак дома. «Готовые» к испытаниям детского сада родители часто кормят своего малыша завтраком дома. Тогда не удивительно, что ребенок не ест в садике – он зачастую просто не успевает проголодаться даже к обеду.
  4. Плохое самочувствие. Заложенный нос, боль в горле, общее недомогание со снижением аппетита могут стать причиной отказа ребенка от пищи. Чаще такую причину можно выявить по поведению ребенка: он начинает есть или видно, что хочет, но потом начинает капризничать, как-будто что-то ему мешает.
  5. Стеснение. Некоторые дети (как, впрочем, и взрослые) стесняются есть при посторонних. Причины этого могут быть разными: ребенок не умеет есть самостоятельно, чувствует себя менее аккуратным, по сравнению с другими детьми и т.д. В любом случае, такой дискомфорт может побуждать его отказаться от еды вовсе.
  6. Отсутствие привычных «ритуалов». Если ребенок привык дома кушать за просмотром мультфильмов, или только сидя у мамы на руках, или только со своей тарелки, то, когда ребенок идет в детский сад, он «теряет» привычную обстановку, и не может достаточно быстро «переключиться» на новые условия, пытается им сопротивляться.
  7. Манипуляторный отказ от еды. Несмотря на свой малый возраст, дети, на самом деле, замечают и понимают намного больше, чем предполагают родители. Они замечают, что его нежелание есть в саду, вызывает беспокойство у родителей; что некоторым малышам дают «перекусы» из дома, а некоторых и вовсе забирают или не водят в группу, чтобы ребенок не был голодным. Замечая это, ребенок способен выстроить причинно-следственные связи и использовать свое «голодание», как инструмент манипулирования родителями.
  8. Расхождение во мнении. Это не столько причина истинного отказа ребенка от еды, сколько причина недоразумений по этому поводу. Когда воспитатель говорит родителям, что ребенок не ест в саду, маме с папой стоит уточнить причины такого утверждения: ребенок не ест вовсе или только определенные блюда, или пропускает определенные приемы пищи. Возможно, малыш отказывается только от каши, потому что и дома ее не ест. Если он не ест полдник – может, не успел проголодаться за время сна. А, может, воспитатель считает, что малыш должен есть больше, съедая и первое, и второе на обед, а ребенок привык дома есть только что-то одно и ему достаточно только лишь супа. У всех разный аппетит, разное представление о «необходимом» количестве еды. Воспитатель будет говорить, что ребенок не хочет есть, а родители смогут увидеть, что он ест вполне достаточно, учитывая его домашние привычки и пристрастия.

 Питание в садике

Причин тому, что дети не кушают в детском саду, предостаточно.

Определить именно ту, которая стала толчком к поведению каждого конкретного малыша, можно совместным трудом родителей и воспитателя. И уже, исходя из этого, формировать свои действия по устранению проблемы.

Что делать в такой ситуации?

“Мой ребенок отказывается есть в детском саду, а так как там он проводит практически все свое время, он регулярно остается голодным. Что делать?”

Дети очень часто не любят детский сад именно потому, что там заставляют есть. Многие воспитатели считают своей обязанностью накормить ребенка, будто это является единственным показателем благополучия пребывания малыша в группе. Решается эта проблема очень просто: если ребенок не хочет есть — пусть не ест!

Читайте также:  Когда, в каком возрасте и в каком количестве можно давать ребенку арбуз?

 Капризный ребенок

  • Введите в режим дня ребенка утренний и вечерний прием пищи дома.
  • Скажите воспитательнице, что вас не беспокоит отказ ребенка от еды, что он хорошо ест дома и получает все необходимое. Очень часто, когда взрослые перестают обращать внимание на проблему, дети начинают делать то, чего от них добивались с таким трудом.
  • Во время адаптационного периода отказ от еды может быть связан с повышенной тревожностью малыша. В такой ситуации тошнота, рвота и боли в животе будут обеспечены. Со временем ребенок привыкнет и перестанет отказываться от пищи.
  • Воспитатели опасаются, что, глядя на вашего ребенка, другие дети тоже начнут отказываться от еды. Так действительно происходит довольно часто, поэтому скажите малышу: “Давай договоримся. Пока другие кушают суп, ты спокойно сиди за столом и жуй кусочек хлеба, а потом вместе со всеми выпей компот”.
  • Часто отказ от еды является лишь поводом привлечь к себе внимание взрослых. Если это так, попросите воспитательницу игнорировать подобное поведение и посадить малыша где-нибудь с краю, чтобы своими отказами он не будоражил других детей.

Другие возможные причины отказа от еды в ДОУ

Помимо основных причин, по которым могут возникать проблемы с приёмом пищи, существуют и другие:

  • Чаще всего дети отказываются от завтраков. Причиной может стать кормление дома перед садом.

дети отказываются от завтраков

Решение: объясните малышу, что приём пищи лучше осуществлять в коллективе. Не кормите перед садиком.

  • Природные биоритмы. Есть дети, которые не едят утром или едят совсем мало. А есть такие, которые не ужинают.

Есть дети, которые не едят утром

Решение: учитывайте особенности своего ребёнка и сообщите об этом воспитателям вашего ДОУ.

  • Мало двигается. Приём пищи – способ восполнения потраченной энергии. Если малыш мало двигается, то с аппетитом могут быть проблемы.

гуляйте с ребёнком минимум 2 раза в день

Решение: гуляйте с ребёнком минимум 2 раза в день, в любую погоду. Следите, чтобы малыш не сидел на скамейке, а как можно больше двигался.

  • Боится есть в компании. Многие детишки стесняются есть в присутствии других детей, а в группе ДОУ компания может достигать около 30-ти человек.

Решение: чаще собирайте детишек дома. Устраивайте чаепитие с мамочками и их детьми. Дети постепенно будут привыкать к социуму в помещении и не будут стесняются есть вместе.

чаще собирайте детишек дома

Уважаемые родители, ребёнок нуждается в вашей поддержке по любому вопросу. Помогайте, объясняйте, развивайте своего малыша и тогда в его жизни проблем будет намного меньше!

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит.

Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой.

Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

 Воспитатель с детьми

Ребенок не ест в детском саду: что делать нельзя

  • Никогда нельзя заставлять ребенка есть – пищевое насилие одна из изощренных пыток советского детсадичного прошлого. Пища, съеденная сквозь слезы и без аппетита, никакой пользы детскому организму не принесет. Договоритесь с воспитателем, что кормить насильно вашего ребенка нельзя.
  • Ругать, или, что еще хуже, упрекать ребенка, которому и так не сладко. Исправить ситуацию такими методами невозможно, а поселить в маленьком человеке чувство вины – легко.

Это, конечно, далеко не все причины отказа от еды в детском саду — думайте, наблюдайте, анализируйте. И наберитесь терпения, в большинстве случаев ребенок проблему перерастает, а ваша задача: не паниковать и постараться помочь.

Ребенок ест овощи

Как помочь ребенку еще до поступления в сад

Часто для родителей детей, который планируют посещать сад в следующем году, проводят родительские собрания, где рассказывают, как подготовить ребенка к новому этапу в жизни дома, чтобы адаптация прошла более мягко и быстро.

В основном, речь идет о режимных вопросах: уже с лета начинать будить ребенка в нужное время, «сдвинуть» дневной сон на время садиковского тихого часа и т.д.

ребенок не есть в садике, что делать

Но сюда также можно включить моменты подготовки ребенка к приему пищи в саду:

  • научить есть самостоятельно;
  • постепенно убирать существующие домашние ритуалы в приеме пище («привязку» к определенной посуде, просмотр мультфильмов за едой и т.д.);
  • максимально приблизить домашнее меню к меню детского сада;
  • не торопить ребенка во время еды;
  • не делать перекусов между основными приемами пищи;
  • формировать здоровый аппетит у ребенка.
Читайте также:  Можно ли давать детям кофе и со скольки лет: польза и вред кофеина для ребенка

Постепенная перестройка пройдет незаметней для ребенка и спокойней для родителей. Взрослые будут уверены в малыше, в его привычках, готовности к новому режиму и питанию.

А в случае необходимости, предупредят воспитателя о моментах, на которые следует обратить внимание в период адаптации.

Виды нарушений аппетита

 Молочные зубы

Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:

  • гипорексии – снижения аппетита;
  • гиперрексии – его увеличения аппетита;
  • булимии – неконтролируемого желания еды. При таком нарушении ребенок не в состоянии контролировать объем и состав съеденной пищи;
  • анорексии – почти полного отказа от питания. Одно из самых опасных нарушений. Может привести к печальным последствиям: дистрофии органов, нарушению обмена веществ и даже летальному исходу;
  • парарексии – значительного изменения вкусовых пристрастий. У ребенка может появиться желание есть то, что не употребляют в пищу, например, мел или глину. Парарексия зачастую свидетельствует об отсутствии крайне необходимого организму ребенка элемента (кальция, калия, железа и др.) в повседневном рационе.

Плохой ли аппетит?

 Режим дня ребенка

Плохое питание или потеря аппетита у малышей – это частая проблема. Но давайте разберемся – действительно ли у ребенка плохой аппетит или он просто перешел из фазы активного роста в стадию стабилизации и его потребности в питательных веществах снизились. Самый активный рост ребенка происходит на первом году жизни – его рост и вес прогрессируют очень быстро: масса утраивается с рождения, рост – удваивается. Поэтому и аппетит малыша соответствует. Следующий скачок роста ожидаем в 4-5 лет, у некоторых позднее – ближе к 7 годам. Дети вырастают за один сезон на 4-5 см и более. Поэтому, в эти периоды, аппетит будет самым высоким. Во все остальное время он физиологически снижается, но родители упрямо продолжают сравнивать его с былыми временами.

После первого года, у малыша расширяется спектр активности, ему трудно усидеть на месте, он может есть на бегу, кусочничать, и во время обычного приема пищи ест хуже обычного. Поэтому, если ребенок здоров, он растет и прибавляет в весе по нормам, выглядит здоровым, активен и подвижен, пусть ест столько, сколько он хочет. Голодный ребенок всегда даст вам понять, что пора подкрепиться.

Что же делать? Как наладить нормальное пищевое поведение?

 Ребенок не хочет есть в детском саду - что делать?

Этот путь на самом деле не быстрый. Требует терпения и внимания к ребенку. Нам нужно сформировать правильное пищевое поведение у ребенка, здоровое чувство аппетита, удовлетворение от принятой пищи и заботу о ЖКТ. Вот краткий перечень шагов:

1) Отказаться от развлекательного компонента, от всего, что может отвлечь ребенка от тарелки.
2) Пересмотреть рацион ребенка и его режим. Очень часто оказывается, что в промежутках между основными приемами еды ребенок активно кусочничает.

Итог прост — он не голоден настолько, чтобы с аппетитом съесть предложенное блюдо. Или родители накладывают ему такие порции, с которыми и сам взрослый с трудом справится. Объем пищи должен соответствовать потребностям детского организма и эквивалентным потраченной энергии.

3) Оценить, достаточно ли ребенок активен? Есть ли у него регулярные прогулки на свежем воздухе с подвижными играми? При малой активности снижается обмен веществ, аппетит с трудом формируется.

 rebenok-ne-est-v-sadyke-2.jpg

4) В зависимости от возраста ребенка вовремя переходить от гомогенной к структурной пище, вовремя знакомить с кусочками, с культурой поведения за столом, учить правильно пользоваться ложкой и вилкой, начиная с 10 мес. Поощрять и вовлекать ребенка активно работать ложкой.

5 ) Переход к общему столу должен происходить плавно и естественно: на основе любопытства и выраженного интереса ребенка. Если нет интереса — смотрим пункт 1, 2 и 3.

  • Далее, чтобы ребенок легко перешел к садиковской еде и ел без проблем в садике — нужно готовить дома то же самое, как в саду.
  • Поэтому, перед тем как пойти в садик, имеет смысл пообщаться на тему питания с воспитателями и родителями, которые уже водят туда деток, получить меню садика (в интернете есть подробные технологии приготовления каждого блюда, можно легко найти при желании).
  • Очень часто встречается ситуация, когда ребенок с удовольствием ест домашнюю еду, а в садике — отказывается.

 Что делать, если ребенок не ест в детском саду

Во-первых, тут играет роль консервативность вкусов — переключиться с одного вида еды на другое маленькому ребенку бывает сложно. На это требуется время.

Во-вторых, свои 5 копеек могут сюда вставить и стрессовые ситуации, в которые попадает ребенок в период адаптации к садику. Оба эти момента проходят после адаптации и ребенок привыкает к еде и нахождению в группе.

Читайте также:  Как выбрать детскую сухую молочную смесь?

И да, последний момент, который хотела бы затронуть. Никогда не манипулируйте едой: «будешь кушать в садике — будет тебе вознаграждение». Еда — это жизненная потребность организма и жонглирование этой потребностью выглядит так же странно, как и фраза: «будешь меня любить — дам тебе то и то». Мы ведь так своим деткам не говорим, так ведь? Еда — не способ и средство подкупа. ????

А тем родителям, чьи подросшие детки еще на бутылочке — вот здесь вы найдете алгоритм перехода от бутылки к тарелке и к самостоятельной еде. Там рассматривалась ситуация, когда ребенок в 4 года все еще ел с бутылочки кашу. Есть над чем поработать, чтобы ему помочь адаптироваться, так что читайте и применяйте.

И все у вас получится!

Когда обращаться за медицинской помощью?

 не ест в садике

Обратитесь за консультацией к педиатру в следующих ситуациях:

  • Вы замечаете потерю веса у вашего ребенка без видимой причины.
  • Если ваш ребенок не набрал вес в течение последних шести месяцев.
  • Если ваш ребенок страдает от диареи или лихорадки.
  • Если вашего ребенка рвет после каждого приема пищи.

Как определить характер пищевого поведения ребенка

 Решаем-проблему-плохого-аппетита-в-садике

Существуют критерии оценки негативного и позитивного характера пищевого поведения ребенка. На их основании следует принимать решение о необходимости профилактической или коррекционной психологической помощи.

Критерии оценки нормативности пищевого поведения:

  • отсутствует дефицит веса и роста;

  • ребенок физически активен, подвижен;

  • не нарушен режим сна и бодрствования;

  • показатели психического развития, включая познавательное развитие, соответствуют возрастной норме;

  • ребенок проявляет положительный эмоциональный фон, отсутствуют симптомы эмоциональных нарушений;

  • ребенок общается со взрослыми и стремится к совместной деятельности.

 учим малыша одеваться

Оценивать проблему с едой необходимо применительно к каждому конкретному ребенку: хватает ли ему той энергии, которую он получает. Ведь у каждого своя интенсивность обмена веществ и свои потребности в еде. Пищевое поведение должно быть естественным, позитивно окрашенным, при этом оно может быть очень индивидуализированным и отражать особенности становления личности.

Причины формирования здорового отношения к еде:

1. Создавать условия для комфортного общения во время еды, поддерживать атмосферу доброжелательности.

2. Формировать у ребенка умение получать естественное удовольствие от еды.

3. Включать в рацион разные продукты, предпочтительно не в смешанных вариантах и различающихся по структуре и способам обработки.

Таким образом, пищевое поведение – отражение общего контакта личности с самой собой, окружением, показатель естественности и благополучия развития, понимания себя и своих потребностей. В ситуации негативного социального окружения пища становится символом негативизма, отказа от себя или, наоборот, примитивной формой самоутешения.

 Ребенок не ест в детском саду что делать

Полезные советы родителям ребенка с плохим аппетитом:

  • Исключите во время еды какие бы то ни было насильственные действия с вашей стороны, не заставляйте ребенка есть.

  • Во время приема пищи избегайте любых неприятных переживаний, особенно тревоги.

  • Создавайте такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятный процесс.

  • Проявите понимание и огромное терпение, если ребенок плохо ест. Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет рисование, рассказывание сказок, смена обстановки. Предложите ребенку нарисовать обед в семье медведей или белочек. Можно придумать и обыграть историю про щенка или котенка, который не любил кушать. Во время игры постарайтесь научить малыша правилам поведения за столом, помогите почувствовать, что прием пищи может приносить удовольствие, объясните, как важно для человека полноценно питаться.

  • Поиграйте с ребенком в игру «Привередливый малыш за столом», возьмите роль такого ребенка на себя, а малыш пусть будет мамой. При этом не говорите: «Я буду капризничать за столом, так же как это делаешь ты». Игра должна быть смешной, веселой и проигрываться много раз.

  • Попробуйте сломать стандартный стереотип приема пищи. Предложите ребенку сесть на место папы и кушать, как папа. При этом независимо от того, сколько ребенок съел, хвалите малыша и говорите, что «это место волшебное, и тот, кто на нем сидит, всегда хорошо кушает». Можно повторить известную игру «Собираемся в космос». Пусть ребенок представит, как будто он готовится к полету в космос и ему необходим особый режим питания.

Фото №1 - Решаем проблему: ребенок не ест в детском саду

Источники

  • https://its-kids.ru/rebenok-otkazyvaetsya-est-v-sadike.html
  • https://www.7ya.ru/article/Rebenok-v-detskom-sadu-obidchik-ili-zhertva-Sovety-psihologa/
  • https://babydouv.ru/rebyonok-ploho-est-v-sadu/
  • https://mgdp4.ru/simptomy/rebenok-ne-est-v-sadike-chto-delat-sovety-detskogo-psihologa-kak-priuchit-kushat-v-sadu.html
  • https://www.moirebenok.ua/toddler/pitanie-toddler/rebenok-ne-hochet-est-v-detskom-sadu-chto-delat/
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/doctor/pediatr/zabolevaniya-pediatr/1125-narushenie-appetita-u-detej-prichiny-i-simptomy
  • https://zdravcity.ru/blog-o-zdorovie/chto-delat-esli-u-rebenka-plokhoy-appetit/
  • https://infourok.ru/konsultaciya-chto-delat-esli-deti-ploho-edyat-v-detskom-sadu-1431967.html
  • https://www.parents.ru/article/reshaem-problemu-rebenok-ne-est-vdetskom-sadu/

Оцените статью
Про чадо