Причины истерик ребёнка: рекомендации психолога и педагога

Развитие
Содержание
  1. Эмоциональная перегрузка
  2. Как вырастить личность и не сойти с ума
  3. В 3 года справиться не можете, а что в 12 будете делать?
  4. Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка
  5. Непоследовательное поведение взрослых
  6. Как не орать на детей
  7. Нет возможностей реализовать потребности развития
  8. Болезненный процесс освоения новых навыков
  9. Этапы прохождения истерики
  10. Требование внимания
  11. Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
  12. Помощь психолога при детских истериках
  13. Коротко о главном
  14. Как реагировать на истерики малыша?
  15. Типы нервной системы и склонность к истерии
  16. Слабый тип
  17. Сильный тип
  18. Неуравновешенный тип
  19. Медлительный тип
  20. Причины возникновения
  21. Если мама не сдержалась и наорала
  22. Как остановить приступ и успокоить ребенка – тактика Комаровского
  23. Рекомендации по профилактике истерик от специалистов
  24. Ночные приступы
  25. Рекомендации для родителей: как себя вести

Эмоциональная перегрузка

Ребёнок может впадать в истерическое состояние, когда перенасыщен впечатлениями. Для развития важно, чтобы эти впечатления были: обрабатывая сенсорный опыт, он учится думать, мыслить, понимать себя и окружающих. Но если впечатлений много — малыш перестаёт справляться, и начинается истерика.

Так, после похода в гости бывает сложно уложить спать ребёнка, который в обычные дни уже сонный в это время. А ещё дети до 3 лет в порыве радости начинают бегать и уже не могут остановиться. Это часто заканчивается тем, что они врезаются во что-то и плачут. Или превращают игру в драку.

Успокаивайте малыша вовремя
В большинстве случаев такие истерики можно предотвратить, если вовремя помочь малышу успокоиться и не перегружать его впечатлениями

Что делать, чтобы сократить истерики по причине эмоциональной перегрузки:

  • Дозировать впечатления. Не планировать в один день больше одного крупного отклонения от привычного распорядка.
  • Поддерживать привычный распорядок дня, насколько это возможно.
  • Наблюдать за ребёнком и уходить раньше, чем он потеряет контроль.
  • Останавливать, успокаивать своим размеренным поведением малыша, если видите, что он разыгрался.
  • Продумывать рацион в эти дни так, чтобы малыш мог получить максимум питания минимумом усилий. Перевозбуждённому малышу сложнее наесться, а голод мешает справляться с незнакомыми ситуациями.
  • Закладывать больше времени на успокоение перед сном.

Как вырастить личность и не сойти с ума

В маленького ребенка природой заложено спрашивать одобрения у родителей. Подойдет к ребенку на улице незнакомая бабушка, предложит конфетку, а он смотрит на маму, кивнет она одобрительно или нет, и только потом берет. Такая же ситуация может быть и в кругу знакомых. Сначала ребенок видит мир глазами родителей. Когда к подростковому возрасту ребенок напитан этими представлениями, он делает переоценку ценностей: это я возьму в свою жизнь, а вот это, спасибо, не хочу, себе оставьте.

Если вы воспитали такого послушного ребенка, который эту послушность распространяет на всех взрослых, то он сам может от этого пострадать. Уйти с чужим взрослым, например.

Ребенку с рождения желают расти послушным, но во взрослой жизни ему это мало пригодится

Ребенку с рождения желают расти послушным, но во взрослой жизни ему это мало пригодится

Чтобы не вырастить чересчур удобного ребенка и не усложнить его жизнь в будущем, маме надо самой себе позволить быть неудобной. Перестать беспокоиться о том, а что подумают обо мне, если мой ребенок лежит на полу в магазине и кричит? Если вас не будет заботить мнение окружающих, то останетесь только вы и ваш ребенок, и это сразу облегчит ситуацию.

В 3 года справиться не можете, а что в 12 будете делать?

Родитель для своего ребенка как тренер. По мере взросления ребенок неизбежно будет сталкиваться с какими-то запретами, конфликтами в обществе. Столкновение «хочу» и «не могу» на психологическом языке называется фрустрацией. Если не застревать в этом состоянии, переживать его дозированно и при поддержке взрослого, то в итоге у ребенка вырабатывается стратегия совладения со стрессом. Родитель в какой-то ситуации может уступить, может найти компромисс, а в каких-то ситуациях — выразить строгий запрет.

Вот как в сказке. Колобок придумал себе стратегию, и она много раз у него успешно работала, но потом встретилась Лиса, и Колобок прокололся. Так и ребенок в общении с родителем учится применять разные стратегии.

Когда ребенку очень много всего нельзя, это тоже плохо. Запреты должны быть только на то, что действительно нельзя: бегать на красный свет, есть продукты, на которые аллергия. В остальных ситуациях можно договориться — так ребенок учится общению.

Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка

Если все же детских истерик избегать не удается, родители должны научиться правильно на них реагировать. При этом следует избегать распространенных ошибок, которые могут еще больше усугубить ситуацию:

  1. Не нужно пытаться во что бы то ни стало прекратить манипулятивную истерику. Если вы сразу же дадите ребенку то, что он требует, истерики не прекратятся никогда. Так даже в более старшем возрасте он будет манипулировать родителями. Гораздо эффективнее попытаться переключить внимание крохи, проявив смекалку и творческие способности.
  2. Не передразнивайте ребенка и не спорьте с ним. Сейчас он все равно вас не услышит. Поговорите позже, когда он успокоиться и будет в хорошем настроении.
  3. Не кричите. Повышенный голос сделает детский гнев еще сильнее.
  4. Не наказывайте кроху за подобное поведение.
  5. Не стыдитесь за поведение ребенка перед окружающими, даже если все случилось в общественном месте. Если вы, боясь осуждения окружающих, пойдете у малыша на поводу, то публичные истерики станут привычным явлением. Даже, если прохожие пытаются вмешаться в ситуацию, не реагируйте на их замечания.
  6. Не нужно принимать такое поведение малыша близко к сердцу.

Непоследовательное поведение взрослых

Частая причина детской истерики в том, что родители непоследовательны. Бывает, что ребёнку что-то не разрешают. Он недоволен, эмоционально реагирует на запрет, расстраивается и кричит. Чтобы успокоить малыша, взрослые уступают. И тогда ребёнок замечает, что иногда в ситуации, когда «нельзя» можно громко покричать и станет можно. Дальше он всегда будет пытаться проверить эту теорию — «А может, и в этот раз получится?»

В раннем возрасте ребёнок ориентирован на порядок , пытается разобраться в этом мире и рад находить во всём закономерности. Часто начинает сердиться и протестовать, когда взрослые рассказали о каких-то правилах, но сами их не соблюдают.

Рассмотрим ситуацию, когда ребёнок попросил пульт от кондиционера. Мама думает, что он просто понажимает на кнопки, но малыш случайно включает кондиционер. Приходит в восторг, включает и выключает снова и снова. Мама решает, что хватит, и забирает пульт. Малыш впадает в истерику, а мама снова даёт пульт, но уже без батареек. Он понимает обман, возмущается, швыряя пульт.

Продолжая вести себя по-разному — то давать, то ругать за щёлканье, то отказываться давать пульт — мама только усугубляет проблему. Ребёнок не понимает, что происходит, продолжает искать причины и исследовать ситуацию. Лекарство здесь одно — последовательность взрослого.

Если малыш кусается, щипается, дерётся — то нужно не просто установить правило, но и успеть среагировать: не дать себя обидеть, травмировать. Предотвратить причинение вреда другим детям. Задача родителя здесь —  не допускать недопустимого.

Например, мама забрала всё тот же пульт и ребёнок с размаху бьёт её. Даже если она не смогла увернуться в первый раз, то следует поймать и крепко удерживать маленького бунтаря:

— Я не разрешаю себя бить, мне больно.

И мешать ударять дальше, пока не утихнет.

Если от досады заплачет, утешаем:
— Да, бывает очень обидно не получить то, что хотел взять. Я рядом. Я могу обнять тебя, если хочешь.

Мы принимаем чувства, но при этом показываем действием, что не допустим некорректного отношения к себе и к другим.

Как предотвратить истерики по причине непоследовательного поведения взрослых:

  • Чтобы истерик было меньше, не давайте противоречивых или двусмысленных сигналов.
  • Когда ситуация возникла впервые, оцените и постарайтесь понять, можете ли вы это позволить ребёнку. Или какие-то варианты его действий вас не устраивают, ведут к беспорядку, который потребует от вас чрезмерных усилий по его устранению. Решите, на что вы готовы пойти и твёрдо запретите то, что решили запретить.
  • Если видите, что разрешили то, что не надо было разрешать, проговорите очень внятно и медленно, что именно вас не устраивает. И обозначаете, какой-то другой вариант, который будет работать лучше. Подчеркните, что раньше вы думали иначе, а сейчас приняли другое решение.

Как не орать на детей

У меня самой трое детей с маленькой разницей в 2 года. Когда родился третий ребенок, то я поняла, что все волшебные фразы, которые я знаю, просто не работают. Потому что не всегда на это есть ресурс.

Можно же не ругаться из-за того, что ребенок не хочет прибирать игрушки, а перехитрить его, говорить «давай мы не игрушки будем прибирать, а спасать игрушки от носков, которые на них напали», не будем обедать, а «будем примерять на королеву Вилку овощи». Поэтому мамам очень важно в первую очередь заботиться о себе.

Читайте также:  В каком возрасте переводить ребенка на один дневной сон

Нет возможностей реализовать потребности развития

Если ребёнок со страстью собирает соринки, роется в земле, размазывает кашу, и ему это очень нравится — это значит, он нашёл что-то, что его развивает. Взрослому нужно создать для этой деятельности безопасные условия, которые устроят всех. Чтобы малыш по максимуму использовал энергию на своё развитие. Этой энергии в нём очень много и когда родители невольно ограничивают поток, то ребёнка буквально распирает от нереализованных возможностей. И это веская причина для истерики.

ребёнок пересыпает песок
Если вы заметили неудержимое желание — надо помочь реализовать его. Когда ребёнок выискивает по кухонным шкафам банки с крупой, пытается открыть их и повысыпать, то можно предложить игры с песком

Или когда дети тянутся к воде. Готовы плескаться, мыть и переливать её из одного предмета в другой. Но это увлечение нельзя пустить на самотёк — иначе малыш обольёт всё и всех. Важно организовать доступ к воде и довести до понимания, что и как можно делать, а что нельзя. Выбрать легальные способы заниматься с водой и добиться того, чтобы ребёнок им следовал.

Если запрещать всё подряд вместо того, чтобы руководить подобными занятиями, то малыш начнёт хитрить. Будет делать всё интересное подальше от глаз взрослого. Или проявлять свою энергию в протестах и истериках.

Может, наоборот, замкнуться и стать более пассивным, даже заболеть. Из такого состояния в дальнейшем ребёнка очень тяжело вывести. Ещё труднее вернуть активную жизненную позицию после того, как мы приучили «не отсвечивать». И чем старше, тем сложнее снова стать инициативным.

Что делать со скандалами из-за неудовлетворённых потребностей развития. Родителям важно отвечать на эти потребности. Если мы мешаем ребёнку быть активным и самостоятельным, то в какой-то момент мы получаем человека, который либо протестует, либо теряет инициативу.

Бесплатный марафон от наших экспертов

Делаем первый шаг в создании развивающего пространства по потребностям развития

Болезненный процесс освоения новых навыков

Частая причина детских истерик — несоответствие возможности ребёнка тем вызовам, которые ставят перед ним взрослые:

  • частая смена деятельности;
  • когда родители лезут ему в рот зубной щёткой насильно или ложкой с едой;
  • заставляют сидеть на горшке или в коляске.

Этим взрослый вызывает негативные эмоции по отношению к новому навыку, и ребёнок будет стараться его избегать. Не ходить на горшок, не хотеть чистить зубы, не хотеть мыть руки, не хотеть засыпать. Конечно, родитель лучше понимает, что малышу нужно сделать сейчас ради отдалённых последствий. Но помогать нужно уважительно, не упуская из виду идею, что на самом деле быть выспавшимся, сытым и чистым в интересах самого ребёнка.

Что делать родителям для освоения ребёнком новых умений без сопротивления. Когда малыш видит положительные примеры и испытывает позитивные эмоции, всё идёт легче и быстрее. Необязательно так быстро, как хочется взрослому, но точно быстрее, чем если мы заставляем.

  • Характерный пример — стрижка ногтей. Процедура неприятна большинству детей, но необходима. Если стричь во сне, у них не создаётся понимания, что ногти не исчезают сами по себе и не становятся опять короткими. Если родитель сочувствует малышу без уступок, то причин для протестов и истерик будет значительно меньше.
  • Чтобы ребёнок мог спокойно засыпать, у него должна быть возможность пойти спать, когда хочется. А не тогда, когда захотели родители. Можно поэкспериментировать с временем сна, с количеством часов днём и ночью, поискать оптимальное количество.
  • Если ребёнок до истерики боится врачей, родителям нужно обязательно реабилитировать их в глазах малыша. Начинать с маленьких доз общения, честно предупреждать заранее о походе к врачу. И если есть необходимость в неприятных процедурах, информировать до того, как они начнут происходить. Малыш этому не обрадуется, но будет понимать, что родитель надёжный человек, который его не обманывает.

Этапы прохождения истерики

  1. На первой стадии малютка громко кричит. Также не реагирует на происходящее и ничего не требует.
  2. Проявляются физические действия: дитя падает на пол, бьется головой и конечностями. Встречается даже вырывание волос, так как на этом этапе ощущения боли отсутствуют.
  3. Этап рыданий – дитя долго и навзрыд хнычет без остановки. На его лице эмоции огорчения и досады. Так как малыш не в силах успокоиться быстро после этого этапа, он будет еще долгое время всхлипывать, а затем почувствует опустошенность. Также наблюдается упадок сил, поэтому чадо может заснуть днем, ночной сон будет характеризоваться прерывистостью.

Важно: Бороться с состоянием истерии имеет смысл только на первом этапе. Если уже пошел процесс второго и третьего этапа, то все уговоры уже будут бессильны.

Требование внимания

Иногда причина плохого поведения детей — особые отношения с мамой. Бывает, что малыш со всеми ведёт себя спокойно, но когда видит маму — начинает капризничать. Это классическое проявление привязанности. При этой причине истерик поможет качественное время вместе и контейнирование.

Контейнирование состоит в том, что малыш все свои сложности, переживания, усталость выливает тому, кому больше всего доверяет — маме. Ему нужны поддержка, объятия, улыбка, надёжность, спокойствие, поэтому их нужно по возможности давать.

Мы не позволяем неприемлемого поведения, но принимаем самого ребёнка. Даже в тот момент, когда он ведёт себя плохо. А иногда малыш ревнует маму к другим занятиям, потому что хочет, чтобы внимание принадлежало только ему.

Что делать, если малыш требует внимания из-за недостатка времени с мамой:

  • Подумать, как можно вместе отдохнуть в конце дня. Найти занятия, которые будут приятны и родителю, и ребёнку. Это может быть любое простое развлечение, которое вас не утомляет, а радует.
  • Вовлекать малыша в жизнь семьи. Тогда он сможет заниматься самостоятельной деятельностью рядом с мамой: чем-то помочь на кухне или хотя бы есть самостоятельно. То есть вместо того чтобы пытаться отодвинуть, гораздо проще потратить своё время и силы на то, чтобы организовать возможность делать что-то самому.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса.

Не все из этих признаков могут проявляться одинаково ярко, иногда преобладают определенные симптомы, которые срабатывают наиболее часто и которыми ребенок пользуется как инструментом воздействия.

Помощь психолога при детских истериках

Итак, 3 года – время истерик. Но что если они не проходят и в 4, 5 и более лет? Здесь 2 варианта: либо родители в чём-то ошиблись, либо у ребёнка есть проблема. И вот здесь необходим третий шаг – поменять среду и способы взаимодействия с ребёнком, которые приводят к истерикам. То есть необходимо создать условия, при которых он сможет выражать свои чувства иначе, не допускать перевозбуждения или переутомления, выстраивать отношения со своим чадом так, чтобы необходимость в истериках отпала сама по себе.

В истории с Софией взрослые уменьшили длительность пребывания ребёнка в садике (по средам её стала забирать бабушка сразу после обеда), в выходные стали ограничиваться одним выходом «в свет», субботу или воскресенье полностью проводили дома в спокойных занятиях и длительных прогулках, начали использовать игры на эмоциональную разгрузку. Они иначе стали строить взаимодействие с ребёнком, больше поддерживать в неудачах, помогать справляться девочке с её трудными чувствами (гневом, страхом, недоумением).

Читайте также:  Ребенок рисует черным цветом: возможные причины, что это значит, мнения психологов

Главное, что нужно сделать, если истерики случаются часто, протекают тяжело и ничто, кажется, не помогает – обратиться к психологу. Он поможет понять, в какой плоскости лежит проблема. Если всё дело в ошибках воспитания, психолог скорректирует действия родителей, разработает с ними такую модель поведения, которая решит проблему. С дошкольником старшего возраста также может быть проведена психологическая работа, призванная научить ребёнка приёмам саморегуляции.

Если психолог видит, что причина истерик кроется, скорее, в медицинской сфере, то порекомендует обследовать малыша, чтобы выявить проблему и приступить к лечению.

Коротко о главном

Некоторого количества истерик не избежать, и мы окажем плохую услугу детскому развитию, если станем пытаться. Мы не можем за ребёнка научиться работать его нервной системой. Когда он горюет, злится, рыдает — многим родителям хочется прекратить это любыми способами, не разбираясь с причинами. Отвлечь, отдать всё, что просит. Но так он не научится быть зрелым.

Важно отличать, что мы можем предотвратить и то, что составляет необходимый опыт. Мы делаем всё, чтобы задачи были посильны, и чтобы успешного опыта было много. И в этих благоприятных условиях важно позволить малышу самому справляться со сложностями.

Истерика при одевании
Позволить сердиться, огорчаться, бросать и снова возвращаться к занятию. Только так можно развить нервную систему и примириться с тем, что не всегда получаешь желаемое

Есть ситуации, когда родителям нужно просто быть рядом, сочувствовать и дать возможность лицом к лицу столкнуться со своими эмоциями. Назвать их, показать, что плакать, злиться, обижаться — нормально. Ребёнок не обязан радоваться ограничениям, которые ему транслируют.

А мы можем прийти ему на помощь не тем, что хаотично уступаем, а тем, что принимаем чувства, которые он испытывает. Не говорим «ну хватит», «ерунда», «не реви», а относимся к детским эмоциям с уважением: «Я вижу, что ты злишься, что пора уходить домой. Хочешь, обниму тебя?»

Как реагировать на истерики малыша?

Итак, как нужно вести себя с ребенком, который находится в состоянии истерики? В первую очередь, необходимо понять, чего именно мы хотим достичь: как можно быстрее прекратить «стыдное» поведение (то есть добиться мгновенного эффекта), или же важна долгосрочная перспектива? Безусловно, второе. Взрослые (родители и другие близкие люди) должны научить кроху понимать свои эмоции, выражать их конструктивно, следовать правилам, справляться с трудностями. Этого нельзя добиться, если реагировать на истерику наказанием, игнорированием или просто отвлечением внимания. Вот основные правила, следуя которым, Вы сможете остановить истерику и сохранить доверительные взаимоотношения с малышом:

  1. Как только Вы заметили, что ребенок начинает плакать, дайте ему понять, что Вы слышите его. Не нужно сразу вступать с ним в диалог, достаточно просто повернуться в его сторону.

  2. Чтобы малыш почувствовал, что Вы принимаете его чувства и можете разделить их с ним, подойти к ребенку и опуститесь на его уровень.

  3. Проанализируйте ситуацию и проговорите для крохи его эмоцию: «ты злишься», «ты очень расстроился», «тебе грустно» и так далее. В этот момент, вероятнее всего, ребенок как-то отзовется на Ваши слова, он начнет постепенно осознавать свои эмоции. Можно рассказать ему о ситуации, когда Вы сами испытывали похожую эмоцию.

Истерика развивается волнообразно: сначала резко возникают гнев и ярость, затем, достигнув своего пика, они сменяются грустью и отчаяние, после этого эмоции постепенно утихают.

  1. Постарайтесь выяснить причину, по которой ребенок впал в истерику. Может, у него что-то не получилось, или он очень просит купить какую-то игрушку, или он не ожидал чего-либо и испугался. Причин может быть множество. Если малыш умеет разговаривать, Вы прямо спросите его об этом. Если кроха еще не говорит, попросите его показать, чего он хочет, а также сами указывайте ему на возможные варианты. Ребенок начнет взаимодействовать с Вами и выйдет из замкнутого круга неконтролируемых эмоциональных реакций. Очень важно не оценивать и не критиковать то, что малыш расскажет или покажет Вам, а просто внимательно его выслушать.

  2. Когда ребенок выговорится, и Вы поймете причину его переживаний, спокойно озвучьте ему свою позицию на этот счет. Мнения и возможности взрослых далеко не всегда совпадают с требованиями детей, поэтому нужно не бояться сказать крохе «нет». Говорите спокойно и уверенно, четко аргументируя свою позицию понятным ребенку языком.

  3. Если малыш получил отказ, постарайтесь закончить на позитиве и переключить его внимание на что-то интересное. С детьми дошкольного возраста можно вместе помечтать или построить ближайшие планы.

Типы нервной системы и склонность к истерии

Каждый ребенок имеет 1 из четырех типов нервной системы, которая была дана ему от природы. Отец и мать для воспитания стрессоустойчивого человека должны знать особенности нервной системы своей кровинки. Это необходимо, чтобы была возможность откорректировать методы воспитания.

Слабый тип

Дети со слабым типом неохотно общаются с ровесниками из-за своей стеснительности. Также им свойственны ранимость, эмоциональность, обидчивость, чаще всего заниженная самооценка. Их сильно задевают конфликтные ситуации в семье и другие стрессы. Такие дети обладают замедленными процессами торможения и возбуждения в мозге.

Кроху легко можно вывести из себя. Но тем не менее он старается тщательно сдерживать свою эмоциональную реакцию. Но если уж истерический припадок неизбежен, то становится совершенно неуправляемым, даже неадекватным. Чаще всего у таких детей встречаются ночные истерики. Поэтому они предпочитают спать с родителями. Также, как признак можно выделить плохой аппетит и сон.

Рекомендации воспитания:

Родителям необходимо проявлять железное терпение, хвалить, обнимать и выражать любовь и одобрение всяческими способами на постоянной основе. Общаться следует на равных, выслушивать его переживания. Не требуется проявлять жесткость, силой заставлять выполнять домашние обязанности, лучше мягко объяснять, в чем они могли бы помочь по дому.

Сильный тип

Такие дети чаще всего находятся в бодром веселом настроении, легко вступают в контакт с окружением. Процессы торможения и возбуждения коры головного мозга – в уравновешенном состоянии. Чтобы малыш впал в истерию необходима весомая причина.

Редко провоцирует конфликты со взрослыми и сверстниками. Не имеют проблем с аппетитом и сном, с удовольствием занимаются различными занятиями, но часто их меняют. Так как разобравшись в каком-либо деле, интерес к нему ослабевает. Негативные черты характера: с трудом могут соблюдать режим дня, непостоянство во всем и нарушение данных обещаний.

Рекомендации воспитания:

  • Приучать родную кровинку к соблюдению распорядка дня.
  • Учить выполнять обещания.
  • Привить любовь к постоянному занятию.

Неуравновешенный тип

Дети такого типа эмоционально неустойчивы, легко возбудимы и вспыльчивы ввиду того, что процессы возбуждения головного мозга преобладают над процессами торможения. Они быстро входят в возбужденное состояние от таких событий, как покупка новой игрушки или общение с новыми людьми. Таким детям свойственен некрепкий сон, они постоянно просыпаются во время ночного сна и плачут.

У них ярко выражено стремление к лидерству и желание быть  центральной фигурой среди ровесников. Также имеют проблемы с доведением дела до завершения. Когда кто-либо их критикует, не выносят этого, сразу все бросают и уходят, выражая явную агрессию и злость.

Рекомендации воспитания:

  • Быть терпеливыми, проявлять гибкость в общении.
  • Учить крошку сдерживаться и быть обязательным.
  • Объяснять пользу доведения дела до конца, а не бросать на полпути.

Медлительный тип

У детей этого типа нет проблем с аппетитом и сном, они спокойны и уравновешенны. Их процессы возбуждения замедлены, а торможение преобладает. Не бояться одиночества, так как могут длительное время находиться в компании с собой и искать себе развлечения.

Они обычно до удивления предсказуемы, бесстрастны и рассудительны. Детки с медлительным типом все делают не спеша, но доводят до конца. Не приветствуют быстро меняющуюся обстановку. Родители часто не понимают настроение малыша, так как отличительная черта – сдержанность в эмоциях.

Рекомендации воспитания: Прививать интерес к активным действиям, которые развивают речь и физическую активность.

Важно: Следует отметить, что более всего предрасположены к истеричным припадкам трехлетние дети со следующим типами: неуравновешенный и слабый. Рекомендуется показать кроху неврологу в целях исключения врожденных патологий и отклонений в развитии нервной системы.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.
Читайте также:  4 месяца ребенку: его развитие, что должен уметь малыш?

Если мама не сдержалась и наорала

И это нормально. Это означает, что мама может себя похвалить, значит, она смогла создать для ребенка безопасное пространство для выражения своих эмоций, что мама примет меня любым.

Если маму гложет чувство вины из-за того, что она накричала на ребенка, то первое, о чём надо подумать, что эта мысль непродуктивна. От того, что вы будете себя самобичевать, только образуется дыра, в которую будет уходить ваш ресурс.

Извиняться тоже можно по-разному. Или просто сказать: «Вот, ты мой зайчик, прости». А можно объяснить со взрослой позиции: «Я была очень расстроена из-за работы и сорвалась на тебе. Прости меня, я рассердилась и не сдержалась». Этот опыт ребенку тоже нужен, чтобы понять, что мир неидеален. И это пример, как выходить из конфликта.

Если мама всё время хлопает дверью, а потом ребенок сам идет мириться, он не узнает, что конфликт можно решить иначе.

У мамы есть право сорваться на ребенка. Но извинения нужны, только если они искренние

У мамы есть право сорваться на ребенка. Но извинения нужны, только если они искренние

Как остановить приступ и успокоить ребенка – тактика Комаровского

Известный педиатр Комаровский рекомендует в случае возникновения истерического состояния придерживаться следующих советов:

  • Не поддавайтесь панике и беспокойству.
    Не показывайте своим видом, что происходящее вас взволновало. Сохраняйте спокойствие насколько это возможно и продолжайте свои домашние дела. А на кричащего малыша никак не реагируйте.Как крайний вариант можно даже уйти в другую комнату, но так чтобы кроха была в зоне обозрения. И не стоит уходить надолго, иначе он подумает, что его бросили и испугается.Всевозможные чтения нотаций и попытки объяснить ребенку, что он неправильно себя ведет, сейчас абсолютно бесполезны. Сейчас кроха не воспринимает информацию. Увидев, что отец или мать не обращают внимания на истерику и не выполняют требования, есть шансы, что она успокоится.
  • Ни в коем случае не сдавайтесь и не идите на поводу у малыша.
    Ваша задача – быть твердыми в своем решении и не поддаваться на манипуляции. Если карапуз добьется своего, то он всякий раз будет прибегать к таким требованиям того, что ему нужно.А это означает, что случаи истеричного поведения станут чаще и сильнее, чем прежде. Несмотря на свой юный возраст дети обладают хитростью и проницательностью, поэтому единожды дав слабину, потом уже сложно будет исправить ситуацию.
  • Когда кроха только начинает кричать, попробуйте отвлечь ее внимание.
    Спокойно попытайтесь выяснить почему он проявляет недовольство, либо переведите внимание на новую игру, или сделайте что-то неожиданное. Если истерика уже приняла большой оборот, то это уже будет бесполезно.
  • Обнимите ребенка, скажите, как вы его любите, приласкайте.
    Но если малыш вырывается или выгибается дугой – лучше не проявлять настойчивость. Не держите силой и проследите, чтобы он не нанес себе травму.

Рекомендации по профилактике истерик от специалистов

  1. Составить четкий режим дня, придерживаться его ежедневно и всей семьей, повторяя действия в определенном порядке. Если в распорядке дня планируются изменения, то они не должны быть для ребенка спонтанными, об этом следует рассказать малышу. Так вы подготовите его к изменениям.
  2. Отдельный пункт про сон. Времени для него должно быть достаточно, обязательно должен присутствовать дневной отдых.
  3. Разработать внятную систему правил, ограничений и запретов, которая действует для ребенка независимо от того, какой сегодня день, где и с каким членом семьи он находится.
  4. Не перегружать детскую нервную систему, стараться не насыщать его день слишком большим количеством ярких эмоций и впечатлений – хорошего понемногу.
  5. Проконсультируйтесь с врачом на предмет специальных детских добавок с магнием и витамином C (как правило, их выпускают в форме мармеладок). Магний поможет укрепить нервную систему малыша. Консультация в этом вопросе со специалистом обязательна.
  6. Если вы видите, что возмущение ребенка уже близко, постарайтесь отвлечь его, чтобы избежать истерики.

Ночные приступы

У некоторых детей чаще истерики возникают в ночное время. Ребенок просыпается посреди ночи, начинает кричать, но непонятно что на самом деле ему нужно. Все попытки родителей выяснить это не заканчиваются успешно. Иногда даже неясно спит малыш или находится в сознании.

Среди причин ночных истерик можно выделить несколько:

  • Ночные кошмары. Карапуз просыпается весь вне себя, никого не узнает. Мечется в страхе, отталкивает маму и папу, бьет окружающих или себя. Такие истерики не несут в себе патологии и не говорят о нарушениях психики. С возрастом это обычно проходит. И, как правило, на утро малыш уже не помнит о ночных кошмарах.
  • В начале посещения детского сада в первые недели, когда ребенок еще не адаптировался. В это время происходит перестройка психики, в связи с чем возникает сильный стресс.
  • День был чересчур насыщен событиями и эмоциями в результате частых походов по гостям или недостатка дневного сна.
  • Рождение брата или сестры. Маленькие дети очень ревнивы и не хотят делить любовь родителей еще с кем-то. Днем у них получается в большей степени сдерживать негативные эмоции, а ночью нет.

Опыт из жизни:

“Дочке 1 год и 9 месяцев. В последнее время она стала очень раздражительной, стала чаще плакать и подолгу. Ничем не могу отвлечь и успокоить. Но еще хуже становится когда ложимся спать или ночью. Когда наступает время для сна, она не выказывает недовольства и собирается без проблем.

Но перед самым засыпанием сваливается куча причин и предложений, что еще нужно сделать: попить, поиграть, читать, на горшок. Я даю стакан с водой, она протягивает руку и тут же отталкивает с раздражением, потом снова собирается спать.

Потом вдруг на горшок, садится и тут же встает. А потом писает в штанишки и сама злится от этого. Такая история может продолжаться по часу, и за ночь раза 2. Ребенок весь измучился и не может справиться с этим. Я тоже уже не знаю чем помочь, подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации?”

Консультация психолога:

“Такое поведение у детей может быть по нескольким причинам:
1) Изменения в жизни (переезд в другое место, начал ходить в садик, развод родителей)
2) Заболевание. В таком случае нужно показать малютку неврологу.
Необходимо выяснить первопричину и уже из этого корректировать поведение. В любом случае малышнуждается в поддержке, ласке и любви. Если причина кроется в изменении окружения, целесообразно подстроить обстановку под крошку.”

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

  1. Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
  2. Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
  4. Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
Источники

  • https://mchildren.ru/prichiny-isterik-rebyonka/
  • https://www.E1.ru/text/family/2021/07/17/70025408/
  • https://uroki4mam.ru/isteriki-u-rebenka-v-3-goda
  • https://psyconsult24.ru/isteriki-u-rebenka-3-let/
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1792-krizis-3-let
  • https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/spravlyaemsya-s-detskoy-isterikoy/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-ostanovit-isteriku-rebenka.html
  • https://www.proaist.ru/articles/isteriki-u-rebenka-2-3-let-chto-delat-i-kak-uspokoit/

Оцените статью
Про чадо