Календарь развития ребенка

Развитие

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: что должен уметь делать ребенок в два месяца?).

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: каких еще врачей проходят в 3 месяца?). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

Здоровье годовалого ребенка

Поход к педиатру в год считается обязательной процедурой. Врач берет у ребенка необходимые анализы, производится физиологические измерения. Также решается вопрос вакцинации ребенка. Также необходимо посещение следующих специалистов: невролог, хирург, ортопед. Дополнительно желательно проконсультироваться с офтальмологом и стоматологом.

Важным составляющим здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены ребенка. В год малыш может сам научиться мыть руки перед едой и после прогулки, а также умываться. Если у ребенка вырос хотя бы 1 зуб, стоит подружиться с зубной щеткой. И, конечно, не игнорировать вечернее купание и ополаскивание под душем.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рож­де­ния абсо­лютно бес­по­мо­щен и поэтому без­за­щи­тен. Сей­час ваш кроха пол­но­стью зави­сит от вас. Вы будете для него всем – теп­лом, любо­вью, пита­нием, защи­той, сча­стьем и источ­ни­ком информации.

Эту неделю вы с малы­шом, ско­рее всего, про­ве­дете в род­доме (если не рожали дома). Пер­вые дни вы будете рас­смат­ри­вать друг друга, изу­чать, при­спо­саб­ли­ваться друг к другу. Одни дети в пер­вые дни жизни почти все время спят, дру­гие могут бодр­ство­вать неболь­шие про­ме­жутки вре­мени. Одни малыши спо­койно пере­но­сят дли­тель­ные пере­рывы между корм­ле­ни­ями, дру­гим нужно при­ни­мать пищу чаще. Неко­то­рые нуж­да­ются в ука­чи­ва­нии для того, чтобы заснуть. Поста­рай­тесь сразу при­ло­жить малыша к груди и давайте ему воз­мож­ность сосать столько, сколько он захочет.

Сей­час у вашего малыша помимо физио­ло­ги­че­ских потреб­но­стей наи­бо­лее ярко выра­жена потреб­ность в пси­хо­ло­ги­че­ском ком­форте. Ребенку необ­хо­дим тес­ный кон­такт с мате­рью, ощу­ще­ние ее бли­зо­сти, уве­рен­ность, что она быстро отре­а­ги­рует на его сиг­налы. Мак­си­маль­ное удо­вле­тво­ре­ние этой потреб­но­сти ока­зы­вает зна­чи­тель­ное вли­я­ние на после­ду­ю­щее раз­ви­тие ново­рож­ден­ного. Созда­ние пси­хо­ло­ги­че­ского ком­форта для мла­денца явля­ется одной из самых глав­ных основ его вос­пи­та­ния. Окру­жите сво­его малыша неж­но­стью, забо­той, лас­кой. Ваша любовь будет зало­гом его бла­го­по­луч­ного развития.

Самым бла­го­при­ят­ным сей­час для ребенка будет поло­же­ние лежа у вас на животе, в тес­ном кон­такте с вами. Ощу­ще­ние тепла мате­рин­ского тела, зна­ко­мый ритм бие­ния сердца, звуки вашего голоса будут успо­ка­и­ва­юще дей­ство­вать на ребенка.

Нико­гда не оста­вай­тесь рав­но­душ­ной к плачу мла­денца. Бережно берите его на руки, нежно при­жи­майте его к себе, баю­кайте. Лас­ково раз­го­ва­ри­вайте с ним, напе­вайте ему. Все­гда с улыб­кой при­вет­ствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спо­койно, вос­поль­зуй­тесь момен­том и пого­во­рите с ним. Можете быть уве­рены, что ваши лас­ко­вые слова будут им услы­шаны и пой­дут на пользу. Все про­це­дуры корм­ле­ния, пеле­на­ния и дру­гие заня­тия с малы­шом сопро­вож­дайте тихой мед­лен­ной лас­ко­вой речью. Пусть ребе­нок почаще видит ваше лицо. Самая удоб­ная поза для него – когда малыш нахо­дится под гру­дью. Он еще не умеет сосре­до­то­чи­вать взор, его взгляд блуж­дает, но своим голо­сом вы помо­жете ребенку найти ваше лицо и выде­лить его из окру­жа­ю­щего мира. Будьте уве­рены, малыш быстро научится это делать.

Если ребе­нок много спит и про­сы­па­ется только для корм­ле­ния, не бес­по­кой­тесь. Не стоит побуж­дать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы бес­по­мощ­ным ни выгля­дел ново­рож­ден­ный, он не при­хо­дит в этот мир без вся­кого жиз­нен­ного опыта. Муд­рая при­рода снаб­дила его про­грам­мой со мно­же­ством жиз­ненно важ­ных рефлек­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих без­опас­ность и выжи­ва­ние. Их нали­чие у ново­рож­ден­ного – одно из важ­ней­ших дока­за­тельств его здоровья.

Неко­то­рые без­услов­ные рефлексы можно обна­ру­жить у ребенка уже спу­стя несколько часов после рож­де­ния, дру­гие – через несколько дней.

Стоит учесть

С пер­вых же дней жизни ребенку очень важно обще­ние с папой. Чем раньше отец вклю­чится в заботы о малыше и обще­ние с ним, тем гар­мо­нич­нее будут в даль­ней­шем раз­ви­ваться отно­ше­ния в семье.

Основ­ные два рефлекса, свя­зан­ные с удо­вле­тво­ре­нием глав­ной потреб­но­сти ребенка – пита­ния, – соса­тель­ный и гло­та­тель­ный . Если малышу вло­жить в рот пустышку, он крепко обхва­тит ее губами, даже будучи сытым. Если сос­ком или паль­цем при­кос­нуться к щечке малыша, он повер­нет голову в эту сто­рону, при­от­кроет губки и попы­та­ется достать палец (сосок) роти­ком. Этопоис­ко­вый рефлекс .

Если вы про­ве­дете паль­цем по внут­рен­ней поверх­но­сти ладони ребенка, то он с уди­ви­тель­ной силой схва­тит вас за палец и сожмет его. Это –хва­та­тель­ный рефлекс . Правда, хва­та­ние в этот период еще лож­ное, и ребе­нок утра­чи­вает его к 3 меся­цам. Истин­ное уме­ние захва­ты­вать у него разо­вьется позже – к 3–4 месяцам.

Возь­мите малыша под мышки со сто­роны спины, под­дер­жи­вая его голову ука­за­тель­ными паль­цами, и при­кос­ни­тесь его ступ­нями к какой-нибудь поверх­но­сти. Вы уви­дите, что сна­чала он отдер­нет ножки и подо­жмет их к животу, а затем выпря­мит и пол­ной ступ­ней упрется в поверх­ность. Если при этом ребенка немного накло­нить впе­ред, то он нач­нет «шагать». Это –рефлексы опоры и авто­ма­ти­че­ской походки .

Выло­жите малыша на живот, так чтобы он сто­пами как бы уперся в ваши ладони, и чуть под­толк­ните его. Он нач­нет про­из­во­дить несо­гла­со­ван­ные пла­ва­тель­ные дви­же­ния руками и ногами и ползти впе­ред. Этот рефлекс можно обна­ру­жить у ребенка на 3–4‑е сутки после появ­ле­ния на свет.

Если выло­жить малыша на живот, то он сразу повер­нет голову в сто­рону. Ино­гда ново­рож­ден­ные делают попытки ее при­под­нять. Это защит­ный рефлекс , кото­рый сохра­няет ребенку спо­соб­ность дышать без помех.

Есть у малыша и дру­гие защит­ные реак­ции. Напри­мер, при гром­ком шуме ребе­нок вздра­ги­вает, мор­гает и выпрям­ляет ручки так, будто он хочет за что-то схва­титься. Тот же самый рефлекс сра­ба­ты­вает, если ребенку гро­зит падение.

Если малышу нада­вить на сере­дину подошвы, то у него сги­ба­ются пальцы ног. Так про­яв­ля­ется подош­вен­ный рефлекс .

Рефлек­тор­ные дви­же­ния очень важны для дви­га­тель­ной актив­но­сти ребенка и его пси­хо­мо­тор­ного развития.

Взве­ши­ва­емся, измеряемся

Основ­ными пока­за­те­лями состо­я­ния здо­ро­вья малыша явля­ются длина и масса тела.

Сред­ние пока­за­тели физи­че­ского раз­ви­тия для ново­рож­ден­ных (доно­шен­ных) детей

Рост – 50–51 см.

Вес – 3,3–3,5 кг.

Окруж­ность головы – 35–36 см.

Окруж­ность груди – 33–34 см.

Учтите, что на эти пока­за­тели вли­яет мно­же­ство фак­то­ров: наслед­ствен­ность, состо­я­ние здо­ро­вья матери, ее режим и пита­ние во время бере­мен­но­сти, воз­раст роди­те­лей и т. д. Вы должны знать, что в пер­вые дни жизни про­ис­хо­дит так назы­ва­е­мая тран­зи­тор­ная, или физио­ло­ги­че­ская, убыль массы тела ребенка, что счи­та­ется вполне нор­маль­ным явле­нием. Мак­си­маль­ная потеря массы наблю­да­ется обычно на 2–4‑й день и не пре­вы­шает 6 % (при­мерно 200 г).

Вторая неделя

Вот и закон­чи­лась 1‑я неделя жизни вашего малыша. Она была самой труд­ной – ведь ново­рож­ден­ному при­шлось затра­тить массу уси­лий, чтобы пре­одо­леть пере­ход­ные состо­я­ния и адап­ти­ро­ваться в новом для него мире. Теперь ребе­нок нач­нет быстро расти. На этой неделе малыш вос­ста­но­вит свои потери в весе, кото­рые про­изо­шли из-за тран­зи­тор­ной убыли пер­во­на­чаль­ной массы тела.

Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Ино­гда вы можете наблю­дать лег­кое подра­ги­ва­ние угол­ков губ – это его пер­вые сон­ные полу­улыбки. Они сиг­на­ли­зи­руют о том, что малышу хорошо. Вы можете заме­тить, что ребе­нок «улы­ба­ется» в моменты облег­че­ния (напри­мер, когда у него пре­кра­ща­ются колики), или в моменты удо­вле­тво­ре­ния (после еды), или когда его берут на руки и ука­чи­вают. Конечно, пона­до­бится еще время, прежде чем у малыша появится насто­я­щая, созна­тель­ная улыбка при обще­нии с вами. Но каковы бы ни были при­чины улы­бок вашего малыша сей­час, насла­ждай­тесь ими.

Вни­ма­ние!

Не пеле­найте туго малыша, оде­вайте его в коф­точки и пол­зунки, кото­рые не ско­вы­вают его дви­же­ний. Сей­час важно предо­ста­вить ребенку воз­мож­ность удо­вле­тво­рить свою потреб­ность в движении.

Несмотря на то что ребе­нок боль­шую часть вре­мени сей­час спит, у него очень велика потреб­ность в дви­же­нии. Если вы дума­ете, что малыш нахо­дится в состо­я­нии покоя из-за того, что много спит и лежит непо­движно, то вы оши­ба­е­тесь. На самом деле он много дви­га­ется. При­слу­шай­тесь к тому, как дышит ваш малыш во сне. Вы обна­ру­жите, что его дыха­ние нерав­но­мерно. Дли­тель­ность пауз между вдо­хом и выдо­хом может дости­гать 7 секунд. Воз­ни­кает дефи­цит кис­ло­рода, и… запус­ка­ется дви­га­тель­ная актив­ность. Только в этом слу­чае она про­яв­ля­ется в подра­ги­ва­нии. В тече­ние минуты можно насчи­тать до шести таких пауз и подра­ги­ва­ний. Вот и полу­ча­ется, что около 50 % вре­мени ребе­нок про­во­дит фак­ти­че­ски в дви­же­нии, бла­го­даря чему уча­ща­ется серд­це­би­е­ние, лучше снаб­жа­ются кис­ло­ро­дом органы и ткани, интен­сив­нее про­те­кают обмен­ные процессы.

Что уже умеет малыш

Нерв­ная система ребенка еще не сфор­ми­ро­вана пол­но­стью, поэтому он сей­час спо­со­бен в основ­ном к дви­же­ниям двух типов. Об одном вы уже зна­ете – это дви­же­ния, осно­ван­ные на без­услов­ных рефлек­сах. Дру­гой тип – спон­тан­ные, бес­по­ря­доч­ные дви­же­ния руч­ками и нож­ками. Сей­час ваш малыш может рас­то­пы­ри­вать паль­чики на руках, непро­из­вольно отво­дить пальцы ног, осо­бенно боль­шой, стро­ить гри­маски, пери­о­ди­че­ски высо­вы­вать язык. Эти дви­же­ния свя­заны с повы­шен­ной актив­но­стью под­кор­ко­вых отде­лов мозга.

Дви­гая руч­ками и нож­ками, ребе­нок, с одной сто­роны, укреп­ляет мускулы – в первую оче­редь раз­ги­ба­тель­ные (ведь пока сги­ба­тель­ные мышцы у него­на­пря­жены, потому его конеч­но­сти полу­со­гнуты). С дру­гой сто­роны, малыш посте­пенно осва­и­вает целе­на­прав­лен­ные дви­же­ния, хотя нам пона­чалу это и не заметно. Спе­ци­ально зани­май­тесь с малы­шом, сти­му­ли­руйте его дви­га­тель­ную актив­ность – это необ­хо­димо. С дви­га­тель­ной актив­но­стью нераз­рывно свя­зано не только соб­ственно физи­че­ское раз­ви­тие ребенка, но и раз­ви­тие его голов­ного мозга, пси­хики и интеллекта.

Третья неделя

Как видит ваш малыш? И что он видит?

Еще недавно уче­ные счи­тали, что ново­рож­ден­ные в пер­вые дни жизни смот­рят, но не видят. Ока­за­лось, что это не так. Мла­денцы видят, но по-сво­ему – мир им пред­став­ля­ется очень малень­ким. В него вхо­дит лишь то, что рас­по­ло­жено рядышком.

Жизнь вокруг мла­де­нец вос­при­ни­мает как быст­рую смену кад­ров в ста­ром фильме. Кроха наблю­дает за пере­ме­ще­нием пред­ме­тов, однако про­сле­дить их путь пока не может. Малыш лишь фик­си­рует пер­во­на­чаль­ное место­на­хож­де­ние пред­мета, потом его исчез­но­ве­ние и появ­ле­ние в дру­гом месте.

Если в пер­вые недели жизни глаза ребенка сколь­зили по вашему лицу, лишь изредка оста­нав­ли­ва­ясь не более чем на несколько секунд, то сей­час малыш учится лучше фоку­си­ро­вать взгляд. Уме­ние сосре­до­то­чи­вать взгляд на непо­движ­ном или дви­жу­щемся объ­екте при­дет позже, а пока он все равно чаще про­сто сколь­зит гла­зами по вашему лицу.

Ребе­нок хорошо раз­ли­чает свет и тем­ноту. Если глаза малыша закрыты, то на яркий свет он жму­рится и плот­нее смы­кает веки. Малыш спо­со­бен не только видеть близко рас­по­ло­жен­ные пред­меты, но и раз­ли­чать их по форме и вели­чине. Осо­бенно дети любят смот­реть на пред­меты округ­лой формы и кон­траст­ной окраски. А роди­тель­ские лица – это самый луч­ший объ­ект для сосре­до­то­чен­ного взгляда мла­денца. Вы уже навер­няка заме­тили, что ваше лицо при­вле­кает его больше всего.

Если ино­гда вам будет казаться, что у ребенка косят глазки, то не спе­шите вол­но­ваться, так как пери­о­ди­че­ское ска­ши­ва­ние глаз в этом воз­расте – нор­маль­ное явле­ние. Поскольку мла­денцы не смот­рят одно­вре­менно двумя гла­зами, зри­тель­ный образ не попа­дает в одно и то же место на сет­чатку глаз. Такое моно­ку­ляр­ное зре­ние – резуль­тат пока еще недо­ста­точ­ной глу­бины вос­при­я­тия. Со вре­ме­нем зри­тель­ные образы ста­но­вятся яснее, глу­бина вос­при­я­тия уве­ли­чи­ва­ется и ребе­нок дольше удер­жи­вает сфо­ку­си­ро­ван­ный взгляд.

Англий­ский дет­ский пси­хо­лог Алан Слей­тер (Alan Slater) и его кол­леги из уни­вер­си­тета Экзе­тера (University of Exeter) счи­тают, что мла­денцы обла­дают врож­ден­ным чув­ством пре­крас­ного и, наряду с врож­ден­ной спо­соб­но­стью рас­по­зна­вать чело­ве­че­ские лица, могут оце­нить их привлекательность.

Исполь­зуя научно под­твер­жден­ный факт, что мла­денцы имеют тен­ден­цию смот­реть в направ­ле­нии объ­екта, кото­рый их больше всего инте­ре­сует, уче­ные дока­зали, что даже ново­рож­ден­ные отдают пред­по­чте­ние при­вле­ка­тель­ному лицу.

В каче­стве таких объ­ек­тов уче­ные исполь­зо­вали фото­гра­фии взрос­лых людей, кото­рые зара­нее по сво­ему усмот­ре­нию рас­сор­ти­ро­вали на более и менее привлекательные.

К удив­ле­нию иссле­до­ва­те­лей, кра­си­вые, с точки зре­ния взрос­лых, лица дети рас­смат­ри­вали гораздо дольше.

Это и поз­во­лило англий­скому иссле­до­ва­телю сде­лать вывод, что поня­тие о при­вле­ка­тель­но­сти зало­жено в мозге ново­рож­ден­ного. Он пред­по­ло­жил, что ребе­нок имеет сво­его рода зри­тель­ный шаб­лон чело­ве­че­ского лица, кото­рый соот­вет­ствует при­вле­ка­тель­ной внеш­но­сти. Поэтому дети и пред­по­чи­тают смот­реть на при­вле­ка­тель­ное лицо, так как оно наи­бо­лее полно соот­вет­ствует зало­жен­ному «опыт­ному образцу».

Но что бы ни гово­рили уче­ные, для мла­ден­цев самое кра­си­вое лицо – лицо мамы. И тут ника­ких опы­тов про­во­дить не надо.

До недав­него вре­мени уче­ные пола­гали, что ново­рож­ден­ные не могут сме­яться. Счи­та­лось, что улыбка мла­денца – это всего лишь непро­из­воль­ное сокра­ще­ние мышц. Но япон­ские иссле­до­ва­тели обна­ру­жили, что ново­рож­ден­ные начи­нают сме­яться через 17 дней после рож­де­ния. Это откры­тие дока­зы­вает нам, что прак­ти­че­ски сразу же после рож­де­ния дети могут про­яв­лять эмоции.

Ребе­нок может чув­ство­вать вкус. Если кап­нуть ему на язы­чок слад­кой водички, то малыш с насла­жде­нием будет сосать и при­чмо­ки­вать. А ели кап­нуть что-то горь­кое или кис­лое, то это вызо­вет у него воз­му­ще­ние – он смор­щится, покрас­неет, задер­гает руч­ками и нож­ками, может даже расплакаться.

Мла­де­нец раз­ли­чает также и все запахи. Почув­ство­вав рез­кий запах, малыш мор­щится, зажму­ри­вает глаза, чихает.

Игра

Когда ваш малыш рас­слаб­лен или нахо­дится в спо­койно-сосре­до­то­чен­ном состо­я­нии, попро­буйте поиг­рать с ним игру «Глаза в глаза».

Дер­жите ребенка на руках в вер­ти­каль­ном поло­же­нии (в таком поло­же­нии мла­денцы наи­бо­лее вни­ма­тельны) и пере­ме­щайте его то дальше от себя, то ближе. Поста­рай­тесь опре­де­лить, на каком рас­сто­я­нии от вашего лица малышу удоб­нее всего нахо­диться, – тогда вы уви­дите, что его взгляд ста­но­вится сосре­до­то­чен­ным. Таким обра­зом вы смо­жете при­влечь его вни­ма­ние на несколько минут.

Мас­саж

Любой малыш может нахо­дить свою маму по запаху!

В одном науч­ном экс­пе­ри­менте мла­ден­цев под­но­сили к груди несколь­ких мам, и каж­дый тянулся только к груди своей матери, неза­ви­симо от того, было ли в ней молоко.

Уже с этой недели вы можете начи­нать делать ребенку мас­саж. Мас­си­ро­вать малыша нужно еже­дневно. Про­дол­жи­тель­ность каж­дого мас­саж­ного при­ема должна быть от 30 секунд до 2 минут. Мас­саж про­во­дится иде­ально чистыми и теп­лыми руками в виде после­до­ва­тель­ных погла­жи­ва­ний, рас­ти­ра­ний, раз­ми­на­ний и лег­ких похло­пы­ва­ний раз­лич­ных частей тела ребенка. Направ­ле­ние дви­же­ний при этом должно сов­па­дать с направ­ле­нием тока лимфы, то есть ручки сле­дует мас­си­ро­вать от кисти к плечу, к под­мыш­кам, а ножки – от стопы к бедру. В этом слу­чае мас­саж ока­зы­вает воз­дей­ствие не только на поверх­ност­ные и глу­боко рас­по­ло­жен­ные ткани, но и рефлек­торно на орга­низм в целом.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает – скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку – хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.

Режим дня и питания для детей 1 года

Многие мамы годовалых детей сталкиваются с проблемой смены режима. Часто малыш в этом возрасте с трудом засыпает днем, поэтому дневной сон откладывается на более позднее время. С переходом на один дневной сон нужно скорректировать режим питания ребенка. Обычно прием пищи осуществляется 4 раза: например, в 9 утра – завтрак, в 13 часов – обед, в 17 часов вечера – полдник и в 21 час – ужин. При этом отход ко сну оказывается довольно поздним: в 22 – 23 часа вечера.

Рацион питания годовалого ребенка должен исключать аллергенные продукты: шоколад, копчености, пряности. Некоторое врачи советуют продолжать давать ребенку молочную смесь, но не в бутылочке, а на тарелке. Постепенно переводите ребенка на взрослую пищу. Чтобы у малыша развивался жевательный рефлекс, замените пюре на мелкие кусочки не очень жесткой пищи. Это могут быть котлеты, фрукты, хлеб.

Поводы для беспокойства

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: таблица с нормами веса новорожденного ребенка). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет – это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни шелушится кожа. Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев дети начинают говорить первые слова?).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» – кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой – у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки – этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Развивающие занятия в детском центре «Созвездие»

от 8 мес. до 2 лет Занятия музыкой для детей от 1 года Для уточнения расписания и стоимости занятий выберите в меню выше удобный клуб и возраст ребёнка.от 3330 Включает 4 занятия по 45 мин.

от 8 мес. до 2 лет Монтессори занятия вместе с мамой Развернуть другие вариантыот 7740 Включает 8 занятий по 60 мин.от 5310 Включает 4 занятия по 90 мин.от 10350 Включает 8 занятий по 90 мин.от 4320 Включает 4 занятия по 60 мин.

Посмотреть все

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика – он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Источники

  • https://zn48.ru/krr/
  • https://www.pre-ambula.ru/nevrolog/razvitie-do-goda
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/razvitie-rebenka-po-nedelyam.html
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god.html
  • https://azbyka.ru/deti/pervy-j-god-zhizni-malysha-52-samy-e-vazhny-e-nedeli-dlya-razvitiya-rebenka-elena-sosoreva

Оцените статью
Про чадо