Когда ребенок начинает говорить

Развитие
Содержание
  1. Этапы развития речи ребенка
  2. Достижения до полугода
  3. Что умеет говорить малыш до 12 месяцев
  4. Что говорит кроха с одного года до двух
  5. Что говорит ребенок на втором году жизни
  6. От гуления к лепету
  7. Когда малыш начнет говорить
  8. Когда ребенок начинает говорить мама и папа
  9. Начинаем говорить фразами
  10. Причины задержки развития речи
  11. Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?
  12. Речь у мальчиков и девочек
  13. Когда стоит обратиться к врачу
  14. Когда появляются фразы и простые предложения?
  15. Как научить ребенка говорить «мама»?
  16. Как общаться с маленьким ребенком:
  17. Что говорит ребенок на третьем году жизни?
  18. На что стоит обращать внимание
  19. Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
  20. Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?
  21. Игры на развитие артикуляционного аппарата
  22. Как стимулировать ребенка к общению?
  23. Первое слово
  24. Как родителям развивать речь малыша?
  25. Как растет активный разговорный словарь?
  26. В каком возрасте ребенок произносит первые слова?
  27. Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»?
  28. Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?
  29. Пять главных советов по развитию речи ребенка
  30. Советы родителям
  31. Когда появляются первые слова и фразы

Этапы развития речи ребенка

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев>>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев>>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов.  Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»;
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.  

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком  ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Когда ребенок начинает говорить мама и папа

Обычно  слово мама ребенок может лепетать в возрасте 6-ти месяцев. Но это не относится к осознанному обращению. Целенаправленно произносить слово “мама” ребенок начинает в районе  10-12 месяцев.

Начинаем говорить фразами

В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.

С 2,5 лет карапуз соображает, в каких случаях говорятся предлоги «вдоль», «сквозь». Совершенствуются речевые способности на четвертом – пятом годах жизни.

Причины задержки развития речи

Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:

  1. Недоразвитие мускулатурной функции рта.

Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.

Если вы столкнулись с проблемами в питании малыша, а может и действительно ребенок не может жевать и глотать кусочки твердой пищи, тогда вам стоит посмотреть интернет-курс “Азбука прикорма”, где мы пошагово разберем, что и как нужно делать, чтобы ребенок хорошо кушал. Посмотрите полное описание курса и выбирайте свой вариант участия!>>>

Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?
  • Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.
  1. Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
  • Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите – успокоиться;
  • В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
  • С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Возраст

Импрессивная речь (понимание речи)

Экспрессивная речь

6 месяцев

  • поворачивается на голос

  • обращает внимание на громкие звуки

  • смеется

  • произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему

9 месяцев

  • машет рукой на прощание

  • качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то

  • лепечет, произносит слоги

  • говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам

12 месяцев

  • выполняет простые просьбы

  • говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)

  • подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)

  • произносит простые лепетные слова

15 месяцев

  • машет рукой на прощание

  • говорит как минимум 3 простых слова

18 месяцев

  • указывает по просьбе как минимум на одну часть тела

  • использует указательный жест в диалоге

  • говорит как минимум 3–6 простых слов

2 года

  • показывает по просьбе картинки

  • выполняет сложные просьбы

  • говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)

  • называет хотя бы одну картинку

3 года

  • показывает части тела по просьбе (и называет их)

  • выполняет сложные просьбы

  • говорит короткие предложения

  • называет хотя бы один цвет

  • речь понятна окружающим

Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.

Почему ребенок никак не произносит первые слова

Речь у мальчиков и девочек

Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями – это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту – дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Как научить ребенка говорить «мама»?

Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.

Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!

Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!

Как общаться с маленьким ребенком:

  • Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
  • Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
  • Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
  • Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
  • Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
  • Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
  • Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.

Что говорит ребенок на третьем году жизни?

К 3 годам ребенок заговорит активнее. Он способен уже понимать и озвучивать сложные просьбы, формулирует вопросы, активно слушает сказки и способен сам их придумывать и рассказывать. Активный словарный запас состоит примерно из 50 слов. Ребенок продолжает еще использовать сокращения, заменяет слова более простыми в произношении.

На что стоит обращать внимание

Есть определенные отклонения в детском поведении и общении, при наличии которых стоит побеседовать с педиатром или детским неврологом. Но волноваться раньше времени не стоит, каждый малыш развивается в собственном темпе. Так, если ребенок медлительный, полненький и спокойный, он может начать говорить позднее, чем худенький непоседа 6 .

Занимаясь с крохой, обращайте внимание и сообщайте педиатру о следующих особенностях:

  • К концу первого месяца младенец не кричит, когда он хочет кушать или ему некомфортно.
  • К окончанию четвертого месяца жизни грудничок не одаривает улыбкой родителей в ответ на обращенную к нему речь, не гулит.
  • К окончанию пятого месяца не замирает, не прислушивается, если играет музыка.
  • К седьмому месяцу жизни малыш не распознает по голосу близких, не реагирует на их интонации.
  • К завершению девятого месяца не лепечет, не повторяет за родными сочетания звуков или отдельные слоги, не подражает интонации взрослых.
  • К окончанию десятого месяца ребенок не реагирует жестами отрицания или одобрения в ответ на просьбы, не машет рукой на прощание.

После года стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • В словаре крохи нет ни единого слова, он не выполняет простейших обращенных к нему просьб («Принеси», «Дай», «Покажи»).
  • К возрасту полутора лет не может назвать родителей «мама» и «папа».
  • К возрасту 1 года и 9 месяцев не произносит хотя бы 5–6 простых слов.
  • К двум годам не может показать свои части тела по их названию.
  • Ребенок не умеет выполнять просьбы из двух и более действий, не узнает близких людей по фото.

В любом случае, если малыш пока не начал говорить, не ставьте ему никаких диагнозов. Помогайте освоить речь: много говорите сами, читайте вслух стишки, вместе слушайте песенки. А для того, чтобы определить причину задержки речи, обратитесь к педиатру, который при необходимости направит вас к другим специалистам.

Материал носит информационный характер и не может заменить консультации специалиста.

Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?

Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать.

Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители. Так дети и начинают говорить слова. Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.

Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить. Делать это нужно адресно, т.е. обращаться именно к нему. Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает. Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся.

Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации. Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты.

Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное. Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей.

Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы. Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками.

Читайте детские книжки с ребенком. Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений. Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова.

Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели. Поэтому приходится учиться изъясняться при помощи слов. Даже если ребенок поздно начал говорить, в детском саду он быстро сокращает отрыв от сверстников.

Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?

Поскольку в настоящее время достаточно много межнациональных семей или семей, мигрирующих по разным странам, вопрос билингвизма стоит достаточно остро. Дети, растущие в двуязычной среде, сталкиваются с некоторым «смешиванием» языков. Если такой ребенок поздно начинает говорить, в этом нет ничего удивительного, ведь ему требуется больше времени на адаптацию и понимание, когда, как и что нужно говорить. Однако к пяти годам, как правило, мальчики и девочки из таких семей свободно владеют двумя языками сразу!

Развитие речи малыша

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Как стимулировать ребенка к общению?

Родители, волей-неволей сравнивая своего малыша с другими детьми, задаются простым вопросом — как помочь ребенку быстрее заговорить? На самом деле это очень просто. С самого начала нужно создать благоприятную среду для роста и развития ребенка, общаться с ним, использую нормальную взрослую речь. Самая большая ошибка родителей — сюсюканье, переход на «детскую» речь, коверканье слов. Этого делать не стоит, малыш должен слышать и запоминать правильное произношение слов.

Чтобы развивался словарный запас, пассивная и активная речь, нужно общаться с крохой постоянно — на прогулке, при купании, во время игр и кормления. Делая привычные домашние дела, нужно комментировать свои действия, объяснять их ребенку. Не нужно думать, что кроха еще мал, чтобы понимать, — он все запоминает. Только при запоминании правильного произношения слов и построения фраз формируется восприятие и фонематический слух — это основа последующего звукопроизношения и активной речи.

Если речевое развитие немного отклоняется от нормативных значений (в пределах полугода), это считается допустимым. Важно уделить больше внимания занятиям по развитию речи, тогда ребенок догонит сверстников:

  • Говорите с малышом простыми и понятными для него словами. Стройте короткие предложения.
  • Активно комментируйте все события, которые происходят вокруг вас.
  • Правильно, отчетливо произносите все слова. Говорите о себе от первого лица (только «я», но никак не «мама»). К сыну или дочке обращайтесь на «ты».
  • В зависимости от разных ситуаций, эмоционально окрашивайте речь. Детям важно научиться различать радость, гнев, грусть и т. п.
  • Не сюсюкайтесь, общаясь с малышом, которому больше года. Подобный стиль общения приводит к тому, что ребенок неверно запоминает слова, потом он произносит их в исковерканном виде.
  • Много говорите с ребенком, формируйте у него пассивный словарный запас, который затем постепенно станет активным .

Первое слово

Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.

Обычно дети произносят первое слово в возрасте 8-9 месяцев. Чаще всего это звукоподражания или слова из двух повторяющихся слогов.

Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина». Гуляя во дворе, попросите ребенка показать машину. А чтобы перевести слово «машина» из пассивного словаря ребенка в активный, укажите на машину и спросите: «что это?». Тогда ваш малыш непременно выучит новое слово и научится правильно его произносить.

Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Все это простые в произношении слова, которые образуются из повторяющегося лепета ребенка. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.

Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.

Ребенок в 2 года, который нормально развит:

  • понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
  • активно использует мимику;
  • общается жестами;
  • проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
  • выражает разные эмоции.

Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:

  • слушать и не прерывать ребенка;
  • употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
  • эмоционально хвалить за речевые достижения;
  • говорить четко, достаточно медленно;
  • вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
  • знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
  • комментировать все действия;
  • слушать музыку;
  • читать стихи и сказки.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Повторяющиеся слоги могут появляться в детском лепете еще в 6-8 месяцев, однако называть их словами неправильно: ребенок лишь многократно повторяет слог, делает большее количество повторений, чем требуется, может не понимать смысла сказанного.

В этом же возрасте возможно копирование окружающих звуков, попытки подражать животным, которые тоже не следует учитывать.

По установленным педиатрами нормам ребенок начинает произносить, говорить первые слова примерно в 8-10 месяцев. Произносит сначала те, которые состоят из одинаковых слогов: «мама», «ляля», «папа» и др. Более сложные произносятся позже, часто уже после года. Возможно и произношение односложных слов: «дай», «на». В речи много отдельных слогов, частью из которых дети обозначают окружающие объекты, обладающие слишком длинными и сложными для маленького человека названиями.

Мама занимается с ребенком

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»?

Большая часть детей начинает произносить «мама» и «папа» в период с 9 до 11 месяцев. В этом же возрасте появляются и другие похожие слова: «ляля», «баба», «дядя». Когда ребенок начинает говорить «мама», зависит от его индивидуальных особенностей. Если мать предпочитает называть ребенку свое имя, младенец растет без папы, может потребоваться больше времени, поскольку маленький ребенок воспроизводит лишь то, что прежде услышал.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Пять главных советов по развитию речи ребенка

Речь нельзя унаследовать по генам и то, когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит только от людей, которые его окружают (в особенности от родителей). Поэтому старайтесь, чтобы он дома, на прогулке слышал четкую, осмысленную речь.

Советы родителям

  1. Когда гуляете с крохой, говорите все что видите, показывайте ему важные объекты (школа, библиотека, магазин, детский сад). Объясняйте ребенку, что значит то или иное заведение и зачем оно нужно;
  2. Чаще ходите гулять в парк, сквер или на пруд при этом показывайте и рассказывайте малышу как вокруг красиво. Пусть он послушает, как поют птички, крякают уточки, как красиво посажены цветы и деревья;
  3. Никогда не отмахивайтесь от вопросов, которые задает кроха, а наоборот подробно и ясно отвечайте на них. Знакомя его с названием неизвестных ему предметов, говорите сразу правильное их название и объясняйте, для чего они нужны. Предложите тщательно рассмотреть, охарактеризовать его, выделить свойства. Этим вы будете учить малыша наблюдать, находить отличия;
  4. Знакомьте кроху с музыкой, читайте книги, сказки, учите стихи, пойте песенки. Они формируют хорошие качества такие как: честность, доброта, забота к другим людям, также приобщают к национальной культуре.
  5. Попросите малыша, пусть он расскажет дедушке или бабушке любимый стих, сказку. Так начинает развиваться монологическая речь.

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Источники

  • https://uroki4mam.ru/kogda-rebenok-nachinaet-govorit
  • https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/nachinaut-govorit/
  • https://www.Huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/etapy-razvitiya-rebenka/kogda-rebenok-nachinaet-govorit
  • https://logoped-kzn.ru/stati/osobennosti-rechi-rebenka-v-2-goda/
  • https://frutonyanya.ru/school/articles/razvitie/vo-skolko-nachinayut-govorit-deti/
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html
  • http://karkusha.su/rebenok-ne-govorit-mama-kak-nauchit/
  • https://medru.su/vospitanie/kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html
  • https://similac.ru/articles/v-kakom-vozraste-deti-nachinayut-govorit/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-rechi-u-detey-kak-pomoch-rebenku-nauchitsya-govorit.html

Оцените статью
Про чадо