Развитие жевательного и глотательного рефлексов – важный этап в развитии ребенка. Техника жевания помогает предотвратить удушье во взрослом возрасте, способствует развитию речи и поддерживает здоровье желудочно-кишечного тракта. Мамы часто спрашивают педиатров, как научить малышей жевать, когда начинать вводить прикорм.
Жевательный рефлекс у ребенка
Акт жевания – это процесс дробления и измельчения пищи с помощью жевательных приспособлений.
Для правильного измельчения пищи требуется скоординированная работа мышц языка и челюсти.
У детей жевательный рефлекс начинает развиваться после 6-месячного возраста. К этому моменту ребенок начинает запихивать все в рот.
К 9 месяцам у вашего ребенка развилось несколько зубов, поэтому он может начать грызть ими хлеб и печенье.
В это время важно развивать интерес к еде, так как жевательный рефлекс может быть ослаблен.
К 12 месяцам дети хорошо едят, разминают вилкой и пьют суп небольшими кусочками.
В этот период следует сократить частоту употребления протертой пищи, чтобы малышу не было лень жевать.
Функции акта жевания
Жевание необходимо для хорошего усвоения пищи, потому что ребенок очень быстро растет и ему нужны минералы, витамины, белки, жиры и углеводы.
При тщательном пережевывании пищи витамины и минералы быстро всасываются через стенку кишечника в кровоток.
Другие особенности:
• Своевременное обучение жевательному действию стимулирует навыки глотания и предотвращает поперхивание во время кормления через 1,5-2 года.
• Предотвращает расстройства пищеварения, вызванные хорошо измельченной пищей.
• Активизируйте речевой центр, развивайте мышцы суставов, стимулируйте речевой центр и не допускайте отставания в развитии речи.
• Поддерживать интерес к еде и развивать вкусовые предпочтения.
• Профилактика стоматологических заболеваний.
При своевременно начатом обучении малыш будет нормально развиваться и быстрее расти.
Причины трудностей в обучении
Есть много детей, которые не могут научиться жевать.
К основным причинам задержки жевательного развития относятся:
• Позднее введение прикорма: Своевременное введение прикорма может подготовить ребенка к употреблению цельнозерновых продуктов, натренировать мышцы языка и щек, сформировать глотательные движения.
• Дети, длительное время употребляющие пищу пюреобразной консистенции: Родители опасаются, что малыш поперхнется, задохнется из-за удобства использования покупных баночек.
• Кормление хлопьями из бутылочки вместо ложки в течение длительного времени: тормозит развитие жевательного и глотательного рефлексов.
• Младенческий СДВГ: Младенцы не могут сидеть спокойно во время еды, что затрудняет кормление с ложки в этом состоянии.
• Отказ от еды и насильственное кормление.
• Родители не хотят кормить детей с ложки, измельчать пищу блендером и разминать вилкой, потому что эти операции занимают много времени.
Все эти мероприятия замедляют формирование жевательной функции.
Последствия несформированной жевательной функции
Ребенок не может хорошо пережевывать пищу, потому что жевательный рефлекс не развит. При этом усвоение микроэлементов и витаминов затруднено.
Плохо измельченные продукты могут повредить стенки пищеварительного тракта.
Для переваривания больших кусков требуется больше ферментов, что приводит к перегрузке пищеварительных желез.
Во время жевания зубы нагружаются, что укрепляет ткани пародонта (десны, корни). Если малыш не пережевывает пищу, он может страдать пародонтозом, кариесом, потерей зубов.
Задержки речи возможны при отсутствии сохранной жевательной функции. Дети начинают поздно говорить, пропуская и заменяя буквы, невнятно произнося.
Если жевательная функция недоразвита, ребенок предпочитает пюреобразную консистенцию. Это затрудняет дальнейшее изучение.
Как научить ребенка жевать пищу
Чтобы научить ребенка жевать, вы должны подавать ему пример. Всем членам семьи следует показать, как жевать пищу.
В этом случае ребенку можно давать ломтик хлеба, натертую вилкой картошку, тушеные овощи и другие виды пищи.
Чтобы вызвать интерес к еде, предложите всей семье сесть за обеденный стол вместе, не зовя малыша.
Говорите о еде вслух, и вашему малышу станет интересен процесс еды, и он сам подойдет к столу.
Нельзя торопить ребенка сесть за стол, так легче взорвать интерес.
Другие пункты исследования:
• Своевременное введение прикорма (4-6 месяцев).
• После введения нового корма пюреобразная консистенция (4-7 мес) постепенно меняется на кашицу с более крупными пищевыми частицами (7 мес), после чего следует простое измельчение пищи вилкой (к 8-9 мес).
• К 11–12 месяцам младенцам можно давать твердую пищу. Блюда в виде пюре подаются отдельно от продуктов. В противном случае вместо твердой пищи ребенок выберет пюре.
Дети должны находиться под присмотром во время приема твердой пищи, но не под пристальным наблюдением.
Чрезмерное внимание может удерживать детей от еды. Не стоит бояться, что малыш подавится, потому что малыш почувствует страх родителей.
Нормы потребления по возрасту
возраст | Консистенция, количество штук |
---|---|
4-6 месяцев | Пюреобразная консистенция или гранулы диаметром 0,3 мм |
8-9 месяцев | Пюреобразная консистенция с частицами 1,5 мм |
9-12 месяцев | до 3 мм |
12-24 месяца | проглотить и разжевать таблетку |
На начальном этапе можно заворачивать кусочек пищи в марлевую тряпочку, дать младенцу.
Этот метод поможет тренировать мышцы. Для тренировки используйте прорезыватели, сухие (большие).
Существует также современный блок Nibbler. Похоже на фильтр. Поместите кусочек овоща или фрукта в решетку.
Ребенок держит ручку фильтра и пытается его жевать. Крупные куски не ввозятся.
После того, как кусок полностью скомкается и раздавится, можно промыть сито, бланшировать его и положить туда другой кусок.
Товары для тренировки жевания без вспомогательных средств должны быть такими, какие нравятся малышу.
Это может быть яблоко, картошка, соломка, печенье, макароны, морковь, груша, кусочек фрикадельки и т д.
Для развития мышц рекомендуется массировать язык. Способствует снижению выраженности рвотного рефлекса и улучшению функции мышц языка.
Программа массажа проводится в течение первого месяца обучения. Рекомендуется обучать малыша в игровой форме.
Обязательно хвалите малыша, когда успешно выполняете задание. Полезные подсказки:
• Не давайте очень большие куски. Их неудобно держать и кусать.
• Пищу следует класть на тарелку частями. Если малыш поел, можно положить еще немного. Добавляйте новую порцию только после того, как он прожевал предыдущую порцию.
• Обязательно делайте гимнастику для развития произношения. Курс повышает силу мышц челюстно-лицевых органов.
При соблюдении этих правил ребенок быстро научится пережевывать пищу.
Процесс обучения функции жевания достаточно длительный. При своевременном и постепенном изменении консистенции пищи малыш не заметит, как учится жевать.