Развитие ребенка в 5 месяцев: мальчики и нормы для них, уход за грудничком

Развитие
Содержание
  1. Нормы физического развития малыша
  2. Какими могут быть отклонения у детей?
  3. Что умеет ребенок?
  4. Какие игры, игрушки можно использовать и мультики смотреть
  5. Расстройства и нарушения детского психического здоровья
  6. Что должен уметь делать 5-месячный мальчик?
  7. Режим питания ребенка в 5 месяцев6
  8. Как определить норму?
  9. Психология и особенности отклонений в развитии
  10. Что должен уметь делать малыш в пять месяцев жизни
  11. Полезные игры
  12. Норма развития для разного детского возраста
  13. Эмоции и общение
  14. Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 5 месяцев
  15. Занятия
  16. Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам
  17. Мелкая моторика
  18. Общение и тактильный контакт
  19. Знакомство с книгой
  20. Уход и гигиена
  21. Мальчики
  22. Девочки
  23. Гимнастика
  24. Речевое развитие крохи
  25. Психическое развитие грудничка
  26. Примерный режим дня
  27. Окружающий мир и его восприятие ребенком
  28. Дополняющие навыки

Нормы физического развития малыша

Под физическим развитием ребенка понимают увеличение его веса, длины тела, изменение окружности головы и груди. Масса тела детей во многом зависит от особенностей питания.

Третья часть малышей в пятимесячном возрасте уже начинает получать прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, соков. При хорошей переносимости, матери включают в рацион грудничка каши.

Младенцы, в меню которых присутствуют злаковые культуры, набирают вес быстрее, чем те дети, которые питаются исключительно материнским молоком. Мальчики растут быстрее девочек. Груднички, находящиеся на искусственном типе вскармливания набирают больше веса, чем те, которые питаются грудным молоком. Это объясняется тем, что адаптированные смеси более питательные.

Тело пятимесячного мальчика становится более пропорциональным. О правильном физическом развитии говорит превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница может достигать 3 см. Это означает, что у малыша отсутствуют скрытые внутренние патологии, мозг функционирует нормально.

Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, быстрее набирают вес

Физическое развитие мальчика в 5 месяцев зависит от таких факторов:

  • срок появления на свет (недоношенные дети медленнее растут и набирают вес);
  • режим кормления и отдыха;
  • уровень активности.

Параметры тела (масса и длина) пятимесячных мальчиков в таблице:

Показатель Вес в килограммах Рост в сантиметрах
Очень низкий 5,3 59,6
Низкий 6,0 61,7
Ниже среднего 6,7 63,8
Средний 7,5 65,9
Выше среднего 8,4 68,0
Высокий 9,3 70,1
Очень высокий 10,4 72,2

Нормы окружности грудной клетки и головы для мальчиков 5 месяцев в таблице:

Показатель Значение
Окружность грудной клетки, см 41,2-45,0
Окружность головы, см 41,9-43,8

К пяти месяцам проходят кишечные колики, улучшается процесс пищеварения. Стул у мальчиков, получающих прикорм, более редкий и стабильный. У детей, которых кормят только грудным молоком, опорожнение кишечника происходит чаще.

У пятимесячного малыша улучшается качество зрения, слух. Усиливается работа слюнных желез. Это объясняется подготовкой организма к прорезыванию зубов.

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Что умеет ребенок?

– переворачиваться со спины на живот;

– лежа на животе, долго «плавать», поднимая одновременно ручки и ножки;

– пищать от удовольствия, громко смеяться;

– хватать игрушки, которые мне протягивают на уровне груди;

– легко снимать носочки со своих ножек;

– оценивать расстояние до интересующего предмета,

– понемногу есть с ложки.

Какие игры, игрушки можно использовать и мультики смотреть

В этом возрасте из кроватки убирается мобиль и подвешенные погремушки — ребенок может дотянуться до них, оторвать часть игрушки и засунуть ее в рот.

Лучшие игрушки — крупные пластмассовые, качественные, гладкие деревянные и мягкие текстильные, которые легко постирать.

Они нуждаются в ежедневном мытье и обработке — необходимо учесть это при покупке.

Пятимесячному карапузу можно покупать музыкальные игрушки, которые реагируют на действие — с кнопочками, шнурочками.

Малыш быстро поймет, что его действие вызывает определенную мелодию, и будет с радостью заниматься.

Обратите внимание! В возрасте пяти месяцев можно посадить ребенка в специальное кресло и ненадолго — не больше десяти минут — поставить ему мультик с яркими персонажами и узнаваемыми героями, с запоминающейся мелодией (хорошо подходят старые советские).

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

Безусловно, все нормальные родители мечтают, чтобы у них были здоровые и счастливые дети. Современная медицина и планирование родительства позволяют пройти все необходимые обследования, предписания и рекомендации и воспитать здорового ребенка. Тем не менее, иногда случаются сбои. Да, человеческий организм – это очень сложный механизм, и медицина до сих пор не может дать ответы на ряд вопросов. В каком возрасте проявляются отклонения от нормы? Это зависит от разновидности заболевания. К сожалению, в раннем периоде развития определить патологию психического характера очень сложно. А потом бывает и поздно. Почему вообще могут страдать дети, какие причины могут спровоцировать психическое отклонение? Существует 2 основных причины:

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.

Под воздействием внешней среды специалисты понимают травмы, интоксикацию определенными веществами, инфекционные болезни. Так, они тоже имеют свою классификацию:

  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.

Немалое значение имеет, собственно, та обстановка, в которой вынужден расти ребенок. Если он с самого детства развивается в неблагополучной семье, то впоследствии могут проявляться:

  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Что должен уметь делать 5-месячный мальчик?

Пятимесячные мальчики подвижнее девочек. Они лучше ориентируются в пространстве. Существует специальный календарь развития, в котором указаны навыки и способности детей по возрастам.
Мальчики в пять месяцев должны уметь:

  • следить за движущимися предметами, пытаться поймать их рукой;
  • удерживать голову в любом положении;
  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • имитировать движения ползания при нахождении в положении лежа на животе;
  • брать из рук взрослого игрушку;
  • различать яркость освещения;
  • подниматься на предплечья, находясь в позиции лежа на животе;
  • гулить (в речи появляются согласные звуки л, п, м).

Недоношенные дети отстают в развитии. Возраст 5 месяцев для них является переломным. В это время они начинают догонять своих сверстников, появившихся на свет в срок. Показатели роста, веса, психики недоношенных мальчиков приближаются к норме.

Приближение показателей к норме дает возможность недоношенным малышам овладевать такими навыками и умениями:

  • удержание головки;
  • нахождение взглядом источника звука;
  • переворачивание.

Многие пятимесячные мальчики делают первые попытки садиться из положения лежа. Некоторые родители для совершенствования и закрепления данного навыка покупают сидячую коляску, стульчик для кормления. Пользоваться такими приспособлениями еще рано, поскольку мышцы живота у малыша еще очень слабые.

Позвоночник недостаточно окрепший, поэтому нужно следить за тем, чтобы на него не оказывалась большая нагрузка. Раннее присаживание способно привести к ряду серьезных проблем, которые могут проявиться в подростковом возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия внутренних органов).

Режим питания ребенка в 5 месяцев6

Питание Вашего ребенка в возрасте 5 месяцев, включает 5 кормлений, малыш еще находится на грудном вскармливании по рекомендации ВОЗ. Введение прикорма рекомендуется с 6 месяцев. Интервалы между кормлениями составляют около 4 часов, рекомендуется ночной перерыв между кормлениями около 6 часов.

Если малыш не набирает вес, нужно проконсультироваться со специалистом.

Как определить норму?

О норме развития свидетельствуют следующие факторы. развитие психическое детей.jpg
1. Ребенок развивается на уровне своих сверстников. 2. Поведение ребенка не вызывает недоуменных вопросов общества – он не проявляет антисоциального поведения. 3. Ребенок может проявлять индивидуальные особенности развития, но в общей картине они не сильно различаются от принятых стандартов развития. Таким образом, дети развиваются нормально, если у них:

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Отлично, в таком случае возникает вопрос – что делать, если у ребенка все же имеются определенные симптомы нарушений? В такой ситуации необходима реабилитация, в особенности – если мы говорим о детях с физическими или психическими дефектами. Это и медицинское лечение, и педагогическая коррекция. Если, например, речь идет о психических нарушениях, можно совместными усилиями запустить компенсаторные механизмы и сгладить последствия.

Читайте также:  Уход за ушами, глазами, носом грудничка: подсказки для родителей

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg
Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Что должен уметь делать малыш в пять месяцев жизни

К пяти месяцам и девочки, и мальчики уже многое могут и умеют. Самое главное — в малыше появляется осознанность, он активно интересуется окружающим миром, рассматривает игрушки и яркие книжки, хватает предметы и пробует их на вкус, эмоционально реагирует на голос родных, любимую музыку, хохочет, когда с ним играют.

Ребенок активно гулит, протягивает звуки, может произносить четко выраженные слоги (па-па, ма-ма, дя-дя), в некоторых случаях — целые слова.

Пытается сесть, переворачивается, «загребает» ручками и ножками, лежа на животе — готовится поползти. Некоторые малыши к пяти — пяти с половиной месяцам начинают ползать.

Важно! Как только малыш начнет переворачиваться со спины на живот — нельзя оставлять его на кровати без бортиков одного даже на пару минут. Малыш может перекатиться с середины кровати и упасть на пол. Спящего ребенка обязательно перекладываем в кроватку, бодрствующего — на пол или в манеж.

Если карапуза поставить на твердую поверхность, придерживая за ручки — он вытягивает ножки, пытаясь стоять или даже сделать шаг.

Ребенок может сжимать в кулачках предмет, подносить его к лицу, с явным удовольствием рассматривать, перекладывать вещь из руки в руку, отдавать предпочтение одним игрушкам перед другими.

У малыша появляются первые признаки самостоятельности — он с удовольствием держит бутылочку со смесью или водой, сам себя кормит.

Полезные игры

На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.

Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.

В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.

В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».

Сейчас малыш интересуется книжками. Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи.

Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.

Пятимесячные дети любят разглядывать в зеркале свое отражение. Устройте ребенка так, чтобы он хорошо себя видел. Это занятие увлечет его надолго

Какие изменения происходят в умениях ребенка в этом возрасте, смотрите в моем видеоуроке:

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее. психическое развитие детей.jpg
Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.

Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.

  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.

Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует. психическое развитие детей1.jpg

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя. психическое развитие детей 2.jpg

  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
Читайте также:  Когда ребенок начинает говорить

Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.

  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить – так вы разовьете в нем только комплексы.

Эмоции и общение

Психическое развитие ребенка позволяет ему испытывать и воспроизводить широкий спектр эмоций.

Кроха умеет:

  1. хохотать;
  2. требовать;
  3. сердиться, радоваться;
  4. малыш может выразить свое хорошее настроение или недовольство не только смехом или плачем, но и интонацией лепета.

Социальное, семейное развитие ребенка выражается в том, что в 5 месяцев жизни он охотно проводит время с близкими людьми, узнает их, радуется им. Но если его попытается взять незнакомый человек – может насторожиться и даже заплакать.

В пять месяцев ребенка психическое развитие не различается у девочек и мальчиков: что должен уметь мальчик, то могут и девочки.

В это возрасте наступает переломный момент в психоэмоциональном развитии недоношенных деток. Именно тогда большинство из них начинает гулить, брать игрушку, переворачиваться, активно контактировать со взрослыми.

Развитие недоношенного ребенка на пятом месяце жизни должно проходить в атмосфере физического и эмоционального комфорта. На первом месте у таких деток должен стоять сон, а уже затем различные виды физической активности.

Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 5 месяцев

Давайте разберемся, что должен уметь Ваш малыш в возрасте 5 месяцев

Итак, зрительные ориентировочные реакции позволяют малышу отличать близких от чужих людей и по-разному реагировать. Малыш узнает Ваш голос, отличает его строгую и ласковую интонацию.

Ваш ребеночек может уже подолгу лежать на животе и самостоятельно переворачивается со спины на живот, если малыш ленится переворачиваться, не нужно переживать по этому поводу, ведь темпы освоения навыков у всех разные. Можно активизировать двигательную активность крохи гимнастикой, массажем. Важно, что такие простые вещи как прогулки на свежем воздухе и соблюдение режима дня тоже положительно влияют на психомоторное развитие ребенка. Когда ребенок сыт, выспался, погулял и хорошо себя чувствует, значимых отклонений в моторном развитии не будет.

Если же малыш перестал переворачиваться или имеются другие тревожные симптомы, то нужно срочно обратиться специалисту

Речевое развитие малыша в 5-6 месяцев характеризуется произношением отдельных слогов, малыш будет особенно активно с Вами «общаться» только в режиме диалога, т.е. когда молчите Вы, молчит и Ваш кроха.

Развитие ребенка в 5 месяцев: мальчики и нормы для них, уход за грудничком

Тем не менее, каждой маме важно понимать то, что для ребенка характерен свой индивидуальный темп развития и что навыки и умения малыша могут варьировать в широких пределах. Так, если ребенок сел в 5 месяцев, это является вариантом нормы, некоторые дети в этом возрасте могут начать ползать на четвереньках, и даже пытаться вставать в кроватке. Другие, же, напротив, отлично себя чувствуют только, переворачиваясь со спины на живот, и свое свободное время комфортно проводят на лёжа на животе, и перебирая игрушки.

Занятия

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

В возрасте пяти месяцев спинку нужно готовить к большим нагрузкам. Еще немного — и малыш начнет сам садиться, ползать, а потом и вставать, держась за бортик кроватки.

Спинку укрепляют массажем (не только поглаживанием, но и похлопыванием, легкими постукиваниями, пощипываниями) и занятиями на мяче и в ванне.

Если ребенок до этого возраста купался в маленькой ванночке — можно перевести его в большую. Поддерживая малыша в воде под спинку и животик, стимулируя его переворачиваться в воде, можно хорошо укрепить мышцы спинки.

Занятия на большом мяче — перекатывания на животике — также весьма полезны.

Несколько раз в день нужно делать простое упражнение — разводить ручки карапуза в стороны, скрещивать и снова разводить — не менее 20 подходов за раз.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики крайне полезно для малыша. В пять месяцев можно давать карапузу перебирать крупные бусы, вкладывать в ручки предметы разного веса, размера и материалов — шероховатые, гладкие, мягкие.

Полезно давать малышу зажать в кулачке платок или веревку и очень аккуратно ее вытаскивать.

Можно нашить на большой кусок ткани крупные пуговицы, деревянные гладкие кубики, различные кусочки ткани (бархат, шелк, крупное кружево), положить ребенка на животик и дать рассматривать и трогать эту самодельную игрушку.

Совсем мелкие предметы (крупу, бусины, семена) пятимесячным не дают, так как это небезопасно даже в присутствии взрослого.

Общение и тактильный контакт

Так как в этом возрасте ребенок начинает понимать речь, эмоции и осознанно произносить звуки, общаться с ним нужно все время бодрствования. Потешки, песенки, сказки, просто разговор с малышом — очень полезны для его развития.

Показывая ребенку игрушки или предметы, нужно проговаривать их названия, как можно чаще обращаться к ребенку по имени, напевать под музыку.

Некоторые дети в этом возрасте максимально привязаны к взрослому и нуждаются в постоянном тактильном контакте. Не оставляйте кроху надолго одного, он нуждается в постоянных поглаживаниях, регулярном массаже. Малышей на искусственном вскармливании на руки стоит брать еще чаще, чем грудничков, так как им особенно не хватает телесного контакта с мамой.

Знакомство с книгой

Пять месяцев — прекрасное время, чтобы начать знакомство с книжкой, так как в этом возрасте малыши начинают живо интересоваться картинками.

Книги с яркими буквами и крупными, яркими изображениями животных, растений и игрушек нужно показывать, называя нарисованных персонажей, медленно и четко проговаривая слова. Многие дети очень любят книжки — игрушки для ванны.

Старайтесь только следить, чтобы карапуз не грыз уголки — это не пойдет ему на пользу.

Уход и гигиена

Мальчики

Малыши в пять месяцев начинают активно двигаться, переворачиваться, тянуть в рот игрушки, дотягиваются ножкой до лица, сосут пальчики.

Гигиена в это время становится особенно актуальной — нужно не менее двух раз в неделю постригать ноготки на ручках и ножках, чтобы карапуз себя не поцарапал, мыть игрушки с детским мылом.

Как и раньше, нужно ежедневно купать маленького мальчика, чистить ушки и носик, регулярно менять подгузник, подмывая малыша перед каждой сменой.

Некоторые мальчики в этом возрасте начинают ползать, поэтому особое внимание стоит уделить безопасности комнаты — закрыть розетки, убрать мелкие предметы с пола, тщательно мыть полы, желательно ежедневно.

Девочки

Уход за пятимесячной девочкой мало отличается от ухода за мальчиком. Девочки чуть позже начинают переворачиваться и ползать, поэтому безопасностью дома можно озаботиться на месяц позже. Остальные правила такие же — тщательное мытье и обдавание кипятком игрушек, протирание бортиков кроватки теплой водой с содой.

Читайте также:  Когда у ребенка начинает появляться первая осознанная улыбка: во сколько месяцев

У многих малышей в это время начинают резаться зубки. Игрушки — прорезыватели нужно мыть теплой водой с пищевой содой несколько раз в день, после мытья тщательно ополаскивать и протирать сухим чистым полотенцем.

Гимнастика

Занятия спортом в этом возрасте доставляет малышу необыкновенное удовольствие. К ежедневному массажу спинки, животика и ножек можно добавить потягивания ручек, перекрещивание их, сгибание-разгибание ножек, разминание стопы (очень мягкое), пальчиковый массаж.

Если ребенок еще не переворачивается — необходимо помочь ему, мягко поддерживая под спинку и живот, слегка подталкивая в нужном направлении.

Стимулировать двигательную активность можно, положив малыша на живот и поместив недалеко от него яркую игрушку — карапуз будет пытаться дотянуться до нее, пытаясь ползти.

Речевое развитие крохи

В 5 месяцев ребенку приходит время переходить с гуления на лепет; произносить слоги – это то, что должна уметь девочка в этом возрасте. Речевое развитие мальчиков идет немного медленнее.

Малыши четко произносят гласные и некоторые согласные звуки. Могут многократно повторять слоги: «ба-ба», «па-па-па». Пока что ребенок делает это неосмысленно, просто тренирует речевой аппарат.

Чтобы ускорить развитие речи, разговаривайте с детками, рассказывайте малышам обо всем, что их окружает.

Анализируя информацию о необходимых навыках крохи, не забывайте, что существуют особенности развития ребенка, и в пять месяцев кто-то будет уметь больше, а кто-то – меньше.

Заботьтесь о своем малыше, проводите с ним больше времени, и он будет постоянно радовать вас своими успехами в развитии. Ведь главный залог формирования любых навыков – любовь и поддержка членов семьи.

Психическое развитие грудничка

У пятимесячных мальчиков наблюдаются определенные изменения в психоэмоциональном плане. У них появляется выраженная реакция на общение со взрослыми людьми. Грудничок улыбается в ответ на ласковый голос родителей и плачет, если с ним разговаривают строго и громко.
Пятимесячные дети уже хорошо различают родных и чужих людей. Если к малышу подойдет мама или папа, то он отреагирует оживлением. Ребенок улавливает интонацию речи взрослых и начинает пытаться подражать ей.

Он уже хорошо различает голоса родных людей. Если мальчик слышит, что в доме находится незнакомый человек, то сразу настораживается.

Оставшись один, грудничок начинает разговаривать сам с собой, пытается схватить рядом расположенные предметы, разглядывает свои руки и ноги.

Психическое развитие ребенка во многом зависит от влияния таких факторов:

  • атмосфера в семье;
  • наличие болезней психического характера;
  • стресс;
  • достаточность внимания со стороны родителей.

Малыши активно изучают окружающий мир. Они внимательно рассматривают незнакомые им предметы, тянут их в рот. Дети в 5 месяцев стремятся к общению со своими сверстниками.

Примерный режим дня

В пять месяцев у многих малышей происходит очень важный этап для мамы — они перестают просыпаться для ночного кормления и наконец-то могут спать ночью по 9-10 часов подряд.

В остальном режим дня мало отличается от режима четырехмесячного ребенка. Это те же пять часов дневного сна и десять ночного, но время бодрствования увеличивается — ребенок может не спать около двух часов подряд, требуя к себе внимания, играя, развлекая себя самостоятельно.

В этом возрасте необходимо увеличить время для занятий гимнастикой, развивать у малыша мелкую моторику, читать ему сказки, потешки, петь песенки, ставить музыку.

Обязательно два раза в день гулять с карапузом, причем во вторую прогулку можно сажать его в слинг — пусть ребенок начинает познавать мир.

Режим дня у малышей в этом возрасте может быть разным, но придерживаться установленного распорядка стоит — так ребенок будет лучше спать, лучше кушать и активнее развиваться.

Примерный режим для малыша пяти месяцев такой:

  • 8:00 Пробуждение от ночного сна, первое кормление (молоко или бутылочка со смесью), чистка ушек и носика, умывание личика.
  • 10:00 Первый дневной сон.
  • 11:30 Пробуждение, второе кормление (для искусственников — каша), активные игры с мамой, зарядка или массаж.
  • 13:30 Прогулка в коляске, дневной сон на улице.
  • 14:30 Третье кормление — искусственнику дают овощное пюре.
  • 15:30 Игры с малышом, массаж, гимнастика на мяче.
  • 17:00 Прогулка и последний дневной сон на улице.
  • 18.00 Возвращение домой, четвертое кормление, спокойные игры. В этот период можно оставить малыша одного, дав ему погремушку — он вполне способен занять себя сам на время вплоть до получаса.
  • 20:00 Купание в большой ванне, занятия с малышом в воде.
  • 20.30 Пятое кормление, укладывание спать на ночь.

Малыши на искусственном вскармливании просыпаются в 12 или час ночи, чтобы получить бутылочку со смесью, груднички вполне могут проснуться несколько раз за ночь, чтобы покушать. Но в некоторых случаях ребенок может спокойно спать до самого утра.

Окружающий мир и его восприятие ребенком

Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:

  • Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы – он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
  • Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
  • Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.

Независимо от того, кто у вас, мальчик или девочка, развиваются дети в одном темпе. Половой признак не влияет на эмоции, моторику, слух или зрения. Все, что делает грудничок в этом возрасте, связано с его врожденным темпераментом и телосложением.

Дополняющие навыки

  • Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
  • Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
  • Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.
Источники

  • https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/4-6-mes/v-5-mesyacev-malchik.html
  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/
  • https://www.9months.ru/service/razvitie/5-mesyacev
  • https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/5-mesyatcev.html
  • https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-rebenka-v-5-mesacev
  • https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-mesyatsev
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/dolzhen-umet-rebenok-5-mesyacev.html

Оцените статью
Про чадо